Анжелика Мысливченко
Педагогическая технология: нетрадиционные техники в ИЗО деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Поэтому развитию творческих способностей уделяется много внимания во всех видах деятельности дошкольника. Многие полагают, что для школьника занятия ИЗО не имеют практического значения. У взрослых часто складывается мнение, что ИЗО деятельность — это всего лишь один из видов дополнительного образования дошкольников. Основной мотив: подготовка руки к письму, развитие мелкой моторики. ИЗО деятельность компенсирует недостаток стандартной системы обучения, который направлен на развитие абстрактно-логического мышления.
Публикация «Педагогическая технология: нетрадиционные техники в ИЗО деятельности» размещена в разделах
Родителей часто удивляет, почему дети, успешные в математике, с таким трудом осваивают физику и химию. Для понимания этих предметов нужно научиться мыслить и оперировать моделями, важно, чтобы ребенок мог представлять себе то, о чем говорят. У детей, которые занимаются ручным трудом, более быстро развивается визуальная сторона восприятия и обработки информации.
Ведущая педагогическая идея данной технологии заключается в разработке системы по созданию условий для нетрадиционной изобразительной деятельности с целью развития творческих способностей детей дошкольного возраста на основе применения комбинации элементов известных, классических, и современных методик в условиях дошкольного учреждения, с учетом особенностей развития конкретного детского коллектива, имеющейся предметно-развивающей среды, созданной педагогом при тесном сотрудничестве со взрослыми.
Целью этой педагогической технологи является развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных изобразительных техник.
При этом решаются задачи:
1. Приобщение детей к миру искусства через собственное творчество и освоение нетрадиционных техник.
2. Создание атмосферы доверия и заинтересованного детского творчества.
3. Формирование творческих способностей у дошкольников в создании художественных выразительных образов.
На занятиях ИЗО дети учатся самовыражению, это, пожалуй, единственная деятельность, где ребенок может проявить самостоятельность от замысла до конечного результата. Ребенок вообще не представляет, каков этот конечный результат. Напротив, занимаясь рисованием, аппликацией, лепкой, ребенок сразу работает на конечный результат, он осязаем и понятен. Дети, таким образом, учатся ставить цель и достигать ее своим трудом.
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», – утверждал В. А. Сухомлинский.
Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности. Важно, что ребенок во время занятий начинает понимать, что реальность можно воспринимать по-разному, и, кроме того, каждый человек имеет свое индивидуальное восприятие ее. Так же и отображение одного и того же мира может выглядеть по-разному. Ребёнок, наблюдая это у себя, у своих друзей, учится видеть бесконечное количество вариантов.
Обучающий процесс включаю самые необычные средства изображения: размазывание краски пальцами, рисование воском, мылом, песком, солью, нитками, пластилином, по клейстеру, по ткани, а также комбинирую разные материалы: коктейльные трубочки, парафиновую свечку, расческу, зубную щетку, ватную палочку, использую смешанные изобразительные техники : рисование солью и рисование пальчиками, рисование ватными палочками и набрызг.
Конечно, обучая нестандартным техникам мы идем поступательными движениями, от простого к сложному. С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать: рисование пальчиками, оттиск печатками из картофеля, рисование ладошками. Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками : тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном, печать пробками, восковые мелки и акварель, свеча и акварель, отпечатки листьев, рисунки из ладошки, кляксография с трубочкой, рисование ватными палочками, волшебные веревочки. А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники : рисование песком, рисование мыльными пузырями, рисование мятой бумагой, монотипия пейзажная, печать по трафарету, монотипия предметная, кляксография обычная, пластилинография. Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.