Баянова Юлия Владимировна
Портфолио педагога «Развитие художественно-творческих способностей через нетрадиционные техники ИЗО». Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие художественно - творческих способностей и воображения через нетрадиционные техники изодеятельности" Часть вторая
Основные направления моей деятельности:
Обогащение развивающей среды необходимыми материалами для продуктивной деятельности детей, стимулирующей самостоятельность и инициативность детей и обеспечивающих художественно – творческое развитие.
Публикация «Портфолио педагога „Развитие художественно-творческих способностей через нетрадиционные техники ИЗО“, Часть 2» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Портфолио воспитателя и педагога
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Организация совместной деятельности с детьми через кружок «Волшебный сундучок» и самостоятельной деятельности детей по образовательной области «Художественное творчество»
Вовлечение родителей в творческий процесс с детьми.
Развитие собственной креативности.
На первоначальном этапе работы над темой изучила имеющиеся методические разработки по данной проблеме исследования: Рузанова Ю. В. «Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности», Вербенец А. М. «Образовательная область «Художественное творчество»», программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И. А., общеобразовательная программа Веракса Н. Г. «От рождения до школы», систематизировала полученные знания.
Свою работу начала с обогащения развивающей среды. Так, в группе появился «Центр искусства и творчества» с разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами и материалами для изобразительной деятельности и художественного труда: кисточки, карандаши, фломастеры, краски, пластилин, штампы для печатания, коктейльные трубочки, ватные палочки, бумага разного качества, вата, синтепон, пряжа, бросовый материал и т. д. Основная цель этого центра в активизации детского художественного творчества, обогащение опыта творческой деятельности. Дети с удовольствием участвуют в украшении группы своими работами, это позволяло дополнительно мотивировать детей к творческой деятельности.
Вместе с родителями приобрели технологические пооперационные карты по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду, открытки, изготовили альбомы «Нетрадиционные техники рисования», «Виды искусства», компьютерные презентации по художественному творчеству, дидактические игры «Говорящие цвета», «Цветные парочки», «Вкусная палитра», «Художник по имени природа», «Одинаковые и разные», «Подбери палитру к картине», «Составь портрет», «Кто есть кто».
Второй этап деятельности по своей теме реализовала через разработку рабочей программы по развитию детского художественного творчества и моторики рук у детей среднего, старшего, подготовительного дошкольного возраста. Организовала кружок «Волшебный сундучок», оформила стенд для выставки детских работ.
Формы организации занятий:
По количеству детей участвующих в занятии – подгрупповая (10-12 человек, индивидуальная.
По особенностям коммуникативного воздействия педагога и детей - мастерская, изостудия.
По дидактической цели - комбинированные формы занятий.
Важно учесть, что организация кружка предполагала:
- добровольное (без психологического принуждения) включение в деятельность;
-организацию рабочего пространства: места за детьми жестко не закреплены, совместная с педагогом деятельность или самостоятельная деятельность детей может осуществляться в групповой комнате, музыкальном зале и т. д.
- возможность ребенка заниматься по своему желанию и интересам.
Занятия проводились 1 раз в неделю с сентября по май, длительностью 20 мин. в средней группе, 25 мин. в старшей группе, 30 мин. в подготовительной группе. ООД проводились во второй половине дня. Оптимальное количество детей в группе – 10-12 человек. Критериями отбора являлось желание детей и возрастной принцип.
Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляют поделки, картины, открытки, созданные в техниках «пластилинография», «торцевание» и «скрапбукинг». Данные техники привлекли меня своей необычностью, красотой, простотой исполнения, поэтому я приняла решение использовать их в своей работе с детьми.
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.
Освоение отдельных технических приемов пластилинографии вполне доступно детям дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным.
Пластилинография имеет ярко выраженные характерные черты: новизна, креативность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.
Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляют поделки, картины, открытки, созданные в техниках «пластилинография», «торцевание» и «скрапбукинг». Данные техники привлекли меня своей необычностью, красотой, простотой исполнения, поэтому я приняла решение использовать их в своей работе с детьми.
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.
Освоение отдельных технических приемов пластилинографии вполне доступно детям дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным.
Пластилинография имеет ярко выраженные характерные черты: новизна, креативность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.
Торцевание – несложная техника, в которой можно создать оригинальные декоративные композиции. Владея такой техникой, используя собственную фантазию можно получить изумительные изделия, картины, панно, открытки, аппликации, которые нравятся не только детям, но и родителям.
Торцевание - это один из видов продуктивной деятельности - техника изготовления объемных поделок из бумаги. В основе этой техники - создание изображений и предметов с помощью объемных элементов из бумаги. Объемный элемент торцевания называют «торцовкой» или «торчком». Он представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги. Именно из таких элементов и создается задуманное изделие. Каждая такая «торцовка», как один мазок кисти в создании картины.
Торцевание на бумаге подразделяется на:
- контурное (торцовки выкладываются по контуру изображения, не заполняя внутреннее пространство);
- плоскостное (торцовки располагаются плотно друг к другу по всей поверхности рисунка);
- объёмное (торцовки приклеиваются под разным углом наклона к поверхности листа, что позволяет создать объёмное изображение);
-многослойное (торцовки вклеивают друг в друга слоями, одну внутрь другой).
Скрапбукинг (от англ. Skrap – вырезка, book – книга, буквальный перевод – «книга из вырезок») – это вид рукоделия в котором основным материалом является бумага, вид рукотворного творчества оформления открыток, альбомов с помощью тактильных и визуальных приемов: газетных вырезок, записей, наклеек.
Пластилинография и торцевание способствуют развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть, тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией и торцеванием, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одно из важнейших условий развития детского творчества - взаимодействие и сотрудничество воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.
С этой целью я провела ряд консультаций для родителей и воспитателей: "Игрушки из бросового материала своими руками", «Пластилиновая живопись», «Как организовать предметно-развивающую среду для развития художественных способностей дома», выступила с докладами из опыта работы: «Развитие художественного творчества у дошкольников». Организовала мастер-класс для педагогов «Миллефиори или многослойная пластилинография» с использованием презентации.
Вовлекаю родителей в активную творческую совместную деятельность, результатами этой деятельности становятся выставки творчества детей и родителей группы: выставка «Красота в жизни, природе и искусстве», выставки рисунков «Золотая осень», «Весенний пейзаж», «Цветные ладошки», выставки поделок из бросового материала «Наши руки не для скуки», «Наши мамы мастерицы», «Зимушка хрустальная». Организую и провожу семейные праздники и викторины об искусстве. Дети и родители участвовали в открытом конкурсе исследовательских проектов и работ для детей дошкольного и младшего возраста «Первые открытия», с исследовательской работой «Изготовление пластилина в домашних условиях» .
Следующее условие формирование художественно - творческих способностей детей развитие креативности самого педагога. Занимаюсь дизайном, вместе с детьми оформляем группу картинами-барельефами, люблю вышивать, вязать, занимаюсь квиллингом, торцеванием.
Результат моей педагогической деятельности:
- Создала развивающую среду в группе.
-Родители стали активными субъектами творческого процесса, повысили психолого-педагогическую компетентность в области детской продуктивной деятельности.
- Систематизировала и обогатила, применила на практике свои знания об инновационных формах, методах и приемах формирования художественно – творческих способностей детей дошкольников.
Разработала рабочую программу по развитию художественно-творческих способностей для детей среднего, старшего и подготовительного возраста.
Организовала кружок «Волшебный сундучок», оформила стенд для презентации детских работ.
Для детей:
Дети стали увлекаться продуктивной деятельностью, их поделки отличаются новизной и оригинальностью.
Появилась самостоятельность в выборе темы для сюжета, в выборе изобразительных средств и материалов.
Появился интерес к творческому экспериментированию.
Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов решения творческой задачи, так и продукта детского творчества.
У детских работ появился индивидуальный почерк.
Повысился уровень ручной умелости, координации движений.
Повысился уровень художественно – творческих способностей.
Таким образом, подводя итоги исследовательской работы, направленной на развитие воображения и художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники изодеятельности можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост всех субъектов творческого взаимодействия, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы.
Методологическая основа программы:
Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду», 2008 г.
Белая А. Е. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников» 2003 г.
Белошистая А. В., Жукова О. Г. «Бумажные фантазии» 1998 г.
Ветлугина Н. А «Художественное творчество и ребёнок»
Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте»
Григорьева Г. Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности»
Гришечкина С., Козюлина В. «Поделки, игрушки, подарки своими руками», Академия Развития, 2008г.
Давыдова Г. Н. «Пластилинография для малышей», «Пластилинография-2» 2001 г.
«Коллективное творчество дошкольников. Конспекты занятий» 2008 г.
Комарова Т. С., Зырянова О. Ю. «Преемственность в формировании художественного творчества детей»
Куцакова Л. В. «Конструирование и ручной труд в детском саду». 2010 г.
Никитина А. В «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» 2007г.
Новикова И. «Объемная аппликация в детском саду», Академия, 2011г.
Рахно М. «Открытки своими руками», Академия Развития, 2009г.
Тихомирова О. Ю. Лебедева Г. А. «Пластилиновая картина» 2011 г.
Халезова Н. Б. «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду», 2012 г.
Шкицкая И. О. «Аппликации из пластилина» 2010 г.
Наши руки не для скуки.