Татьяна Устюжанина
Педагогическая технология проектной деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания детей
▼ Скачать + Заказать документы
В сердце каждого человека особое место занимают чувства Родины, гордости за место, в котором он родился и живет. Прямая обязанность взрослых – помочь сохранить память о героических фактах нашей истории, воспитать из маленьких граждан настоящих патриотов своего Отчества. Ведь память не имеет возраста, а гражданская позиция и любовь к своей стране не возникает вдруг, из ниоткуда…
Публикация «Педагогическая технология проектной деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания детей» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ДО) провозгласил одним из основных принципов воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
. «Годы детства – это прежде всего воспитание сердца» - писал В. А. Сухомлинский, а воспитание патриотических чувств без воспитания сердца - невозможно.
Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о своей семье, родном крае, стране, особенностях русских традиций. Многим родителям просто неизвестно, что в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.
Анализ диагностических материалов по проблеме нравственно-патриотического воспитания личности ребё нка выявил следующие противоречия:
- необходимость формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников и недостаточное взаимодействие по данной проблеме между родителями и педагогами;
- необходимость вовлечения дошкольников в социально-значимую деятельность и недостаточное применение развивающих технологий проектной деятельности в данном направлении на базе МДОУ;
-недостаточный воспитательный потенциал семьи и отсутствие условий в семье для его реализации в полном объеме.
Целью проектной деятельности является :
воспитание гуманных, нравственно – патриотических чувств, уважения к культурному наследию России, создание системы комплексного взаимодействия, сотрудничества, сотворчества детей и взрослых в социально-значимой деятельности, создающей благоприятные условия для формирования нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников.
Для достижения этой цели определены следующие задачи:
• Развитие у детей интереса к истории Отчизны на примерах ярких событий, связанных с защитой памятных мест, «откуда пошла земля русская»;
• Развитие потребности в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов;
• Выяснение влияния знаний о героическом прошлом страны на становление и развитие самопознания, самооценки, образа «Я» у дошкольников;
• Подготовка наглядных материалов, оказывающих развивающее воздействие и познавательную стимуляцию детей дошкольного возраста;
• Расширение и систематизация знаний педагогов, родителей и детей в сфере гражданско- патриотического воспитания.
Проектная деятельность строится на основе педагогических принципов :
• - принцип взаимосотрудничества – представляет собой способ организации совместной деятельности и направлен на взаимовыгодное развитие всех субъектов социокультурного пространства;
• -принцип гуманизации – установление подлинно человеческих, равноправных и партнёрских отношений, направленных на сохранение социально – эмоционального здоровья ребёнка;
• - принцип деятельного подхода – упор делается на объединение всех программ в одно предметное поле, развивающую среду;
• - культурологический принцип положен в основу отбора содержания образования. Именно единство ценностей составляет психологическое ядро ощущений собственной принадлежности к какому-то народу, государству.
• - принцип индивидуально – дифференцированного подхода – ориентирован на каждого ребёнка, где создают условия для реализации индивидуальных качеств и способностей.
Типы применяемых мною мини- проектов можно охарактеризовать как информационно - практико- ориентированные, то есть информация и впечатления, полученные детьми в процессе ознакомления с документальными и историческими событиями из истории России находят свое отражение в различных видах детской деятельности – игре, изобразительном и художественном творчестве, в создании коллекций, мини- музеев, выставок и экспозиций при активном участии родителей.
Первый этап работы: установочный- диагностический. Я считаю, что патриотическое воспитание в детском саду следует начинать с методической работы с кадрами.
В первую очередь, cовместно с педагогом-психологом была проведена диагностика состояния педагогического процесса в области гражданско- патриотического воспитания на основе анализа педагогического опыта прошлых лет с 2016 г. по настоящее время. Чтобы выяснить, насколько воспитатели и специалисты разбираются в понятии «патриотизм» и насколько они сами патриотичны, мы также провели специальное анкетирование. С родителями было проведено исследование вопросов необходимости гражданско-патриотического воспитания детей – дошкольников, изучено отношение родительской общественности к предлагаемой деятельности в рамках проектной деятельности и возможности семей воспитанников по поддержке образовательного процесса. Большинство родителей согласились с тем, что дети должны знать историю своей страны, и начинать такую работу необходимо как можно раньше. К сожалению, около 33 % родителей считают, что дети еще маленькие и рассказывать об исторических фактах и событиях гражданского характера лучше со школьного возраста.
В некоторых семьях сохранились старые фотографии бабушек и дедушек, предметы военной формы и солдатского быта, военные награды, которые были использованы в рамках реализации проектов.
Второй этап - организационный. По результатам диагностики постарались выстроить методическую работу с кадрами для совершенствования их профессиональной деятельности по данной проблеме.
Ее целями явились:
• максимальное повышение квалификации и профессионального мастерства, а также творческого потенциала каждого педагога, участвующего в проектной деятельности;
• достижение оптимального уровня образования и развития воспитанников по данной теме;
• формирование комплекса нормативно- правового и организационно - методического обеспечения системы патриотического воспитания.
В целях развития творческой инициативы педагогов, совершенствования воспитательно- образовательного процесса и реализации конкретных проектов из числа административных и педагогических работников была создана творческая группа.
Главная цель деятельности творческой группы – разработка системы мероприятий по гражданско- патриотическому воспитанию. Члены рабочей группы также подбирали информационные ресурсы для самообразования педагогов, проводили анализ методических разработок, разрабатывали и организовывали непосредственную образовательную деятельность, праздники, досуги, развлечения, привлекая к их реализации весь коллектив детского сада и родителей. На этапах завершения разных проектов – задача творческой группы – обобщение лучшего опыта работы.
Основной этап работы - практический. В ходе его нами был разработан и реализован годовой план различных мероприятий, состоящий из следующих блоков:
- Моя семья.
-Мой детский сад
-Моя малая родина.
- Наша Родина – Россия.
Каждый блок включает различные виды проектов, отличающиеся по продолжительности, количеству участников: комплексные, творческие, игровые, исследовательские, индивидуальные, межгрупповые, групповые.
В результате для гражданско- патриотического воспитания детей были отобраны следующие формы работы :
• досуги;
• НОД на патриотические темы;
• экскурсии;
• театрализованные представления;
• выставки детских работ;
• спортивные праздники ;
• конкурсы патриотической направленности;
• книжные выставки;
• праздники патриотической направленности и др.
Отобраны средства патриотического воспитания :
• ролевая игра, коллективно- творческая игра;
• игрушки, карточки, книги, карты- путешествия, иллюстрации. ;
• звукозаписи, видеоматериалы;
• разучивание стихотворений, песен;
• инсценировки сказок, стихотворений, песен;
• подвижные, дидактические, тематические игры;
• работа с тематическими картинами;
Содержание гражданско – патриотического воспитания определялось принципом наглядности и доступности, познавательными и коммуникативными потребностями дошкольников, психологическими особенностями детей старшего дошкольного возраста (острота восприятия, любознательность, пытливость ума, способность анализировать и обобщать).
Также я всегда стараюсь учитывать, что ведущей для этого возраста является игровая деятельность. На мой взгляд, содержание мероприятий по проектной деятельности было достаточно креативным и строилось с учетом духовного становления личности ребенка и формирования его творческого потенциала.
Публичное представление продуктов проектной деятельности происходило на выставках, конкурсах, практических занятиях.
Наилучших результатов в работе мы достигали, объединив краеведческий, культурологический, исторический, литературный материал, используя разнообразные формы и методы работы.
Позволю себе привести некоторые примеры наиболее удачных мини- проектов, которые удалось реализовать.
Проект «Дружная семья»
Цель проекта – воспитание уважения к близким людям. В ходе реализации проекта было создано детско- взрослое сообщество, для которого характерны содействие друг к другу, совместное творчество, сопереживание, учет индивидуальных особенностей детей, их желаний, соблюдение прав.
Работа строилась на изучении семейных историй, фотографий, общения со всеми членами семьи, знакомству с родословной семьи.
В результате работы над проектом были созданы генеалогические древа и гербы семьи каждого воспитанника.
Работа по реализации проекта дала положительные результаты. Родители, старшее поколение, стали активнее принимать участие в жизни детского сада, изменились отношения между детьми и взрослыми в сторону теплоты и взаимопонимания.