Баянова Юлия Владимировна
Портфолио педагога «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники ИЗО». Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
Портфолио педагога . Часть 1
«Развитие художественно-творческих способностей и воображения дошкольников через
нетрадиционные техники изодеятельности» Педагогический опыт воспитателя Баяновой Юлии Владимировны Часть первая
Общие сведения о педагоге.
Фамилия, имя, отчество: Баянова Юлия Владимировна
Дата рождения: 17 июля 1977 г.
Сведения об образовании: высшее, Барнаульский государственный педагогический университет,1999г., «Педагогика и методика начального обучения», присвоена квалификация: Учитель начальных классов.
Публикация «Портфолио педагога „Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники ИЗО“, Часть 1» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Портфолио воспитателя и педагога
- Портфолио дошкольника
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №218» Индустриального района г. Барнаула
Занимаемая должность: воспитатель
Педагогический стаж: 11 лет
Педагогический стаж в данном учреждении: 10 лет
Сведения о повышении квалификации: «Инновационные и активные методы обучения и воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» г. Барнаул, 19.04.2017, продолжительность курсов – 24 часа
Наличие учёной степени, звания: нет
Портрет.
Моя будущая профессия была предопределена с рождения. Я родилась в семье педагогов: мать и отец – учителя русского языка и литературы, дядя – учитель физкультуры, тётя – педагог дошкольного образования. С раннего детства вокруг меня царила атмосфера живого общения между учителем и учениками. Мама частенько брала меня на свои уроки и я видела любовь со стороны учеников и уважение со стороны коллег. Организация школьных праздников, проверка тетрадей, конспекты занятий и книги, книги… Мама показала мне достойный пример, поэтому, когда встал вопрос о выборе будущей профессии, сомнений не оставалось: решила поступать в педагогический университет.
Таковы были обстоятельства, что проявить себя на педагогическом поприще в школе мне не удалось, но прекрасной альтернативой оказалось преподавание в дошкольном учреждении. На начальном этапе было много сомнений: смогу ли? Как примут меня дети? Это большая ответственность, да и методики преподавания в начальной школе и в дошкольном учреждении существенно отличаются. Но, как показало время, имея активную жизненную позицию, целеустремлённость и оптимизм, можно справиться со всеми задачами и временными трудностями.
Одним из важных направлений в своей работе я считаю создание комфортного психологического климата в группе, доброжелательной обстановки. В отношениях с детьми важно не только то, чему мы их учим, но и то, как помогаем переживать трудности. Ведь в течение дня ребёнок переживает всё: радость и недовольство, ссору и примирение, нежелание пойти на уступки и стремление поделиться любимой игрушкой с другом, наказания и прощения, слёзы и смех. И со всеми своими проблемами и вопросами они идут ко мне. И здесь важно выслушать каждого ребёнка, помочь ему, не оттолкнуть. Стараясь выработать свой стиль общения, я поняла главное: ребёнка не надо воспитывать, его надо любить и просто быть с ним рядом.
На занятиях по продуктивной деятельности мы с детьми осваиваем такие нетрадиционные техники, как пластилинография, торцевание, скрапбукинг. Данные техники демонстрируют необычные сочетания материалов и очень привлекательны, поэтому технология интересна и доступна ребенку, а по мере овладения техникой у детей формируется своя манера изображения.
В ходе работы с нетрадиционными материалами мною отмечено: детям это интересно, они активно включаются в работу, задают вопросы, в своем творчестве проявляются чувства и мысли. Применяя нетрадиционные техники, я всего лишь демонстрирую способ действия с разными материалами и инструментами, а это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы и выражению индивидуальности ребенка. Все эти качества необходимо развивать в современном дошкольном образовании, которые являются ключевыми в ФГОС ДО.
Для систематичности занятий был организован кружок по нетрадиционным видам изодеятельности «Волшебный сундучок», разработана рабочая программа по развитию художественного творчества и мелкой моторики рук для детей среднего, старшего и подготовительного возраста. Дополнительные занятия ведутся 1 раз в неделю, количество детей определяется по их желанию.
Мы с детьми участвуем в различных конкурсах на городском, региональном и всероссийском уровнях. Наши успехи отмечены грамотами и дипломами 1, 2, 3 степени. Помимо всех прочих достоинств нетрадиционных техник, такие результаты приносят детям глубокое эмоциональное удовлетворение.
Грамоты, дипломы, сертификаты.
1. Благодарственное письмо от администрации Индустриального района г. Барнаула за добросовестный труд и высокий профессионализм, декабрь 2015 г.
2. Благодарность от администрации МБДОУ «Детский сад №218» за высокий профессионализм, творческий подход к педагогической деятельности и активную жизненную позицию, 2016 г., Барнаул
3. Грамота от Автономной некоммерческой организации - за участие в городском конкурсе фоторепортажей «Будни молодого педагога», 2011г., Барнаул
4. Грамота от Администрации МБДОУ «Детский сад №218» за победу в конкурсе профессионального мастерства, I место, 2011 г., Барнаул
5. Благодарность от Алтайского Государственного Педагогического Университета за подготовку дошкольника к участию в открытом конкурсе исследовательских проектов и работ для детей дошкольного и младшего возраста «Первые открытия», с исследовательской работой «Изготовление пластилина в домашних условиях» 2017 г., Барнаул
7. Сертификат участника семинара «Профессиональные конкурсы в образовании», Барнаул, 2011 г.
8. Сертификат участника вебинара «Создание уникальной базы дидактических пособий с учётом возраста детей», Москва, 2013г.
9. Февраль 2015 года – диплом победителя всероссийского творческого конкурса для педагогов «Детсадовские будни», I место
10. Декабрь 2015 года – диплом куратора, подготовившего победителя международного конкурса «Волшебный мир лепки», II место
11. Апрель 2015 года – диплом победителя во всероссийском конкурсе «Лучшее портфолио педагога, воспитателя», II место
12. Апрель 2015 года – свидетельство о публикации в электронном сборнике «Педагог и творчество» авторской методической разработки интегрированного занятия с применением ИКТ-технологий
13. Февраль 2016 года – диплом куратора, подготовившего победителя в I Всероссийском творческом конкурсе «День Российской Армии» в номинации «Подарок папе», I место
14. Сентябрь 2016 года – Благодарственное письмо от редакции Всероссийского издания СМИ «Альманах педагога» за активное участие в работе издания, а также за личный вклад по внедрению информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс.
15. Январь 2017 года – диплом победителя во всероссийском конкурсе «Арт- терапия в современном образовательном процессе», I место
16. Март 2017 года – диплом победителя во всероссийском конкурсе «Мастер-класс в ДОУ», I место
17. Март 2017 года – Благодарность от Администрации центра разработки и проведения Всероссийских и Международных конкурсов, викторин и олимпиад «Изумрудный город» за высокопрофессиональную подготовку участников-победителей и лучшую организацию творчества детей
18. Май 2017 года – диплом победителя во всероссийском творческом конкурсе с Международным участием в условиях реализации ФГОС «Лучший педагог» в номинации «Рабочая программа», I место
19. Май 2017 года – Свидетельство о публикации учебно-методического материала на сайте Всероссийского образовательного портала «Просвещение»
20. Сентябрь 2017 года - Свидетельство о публикации учебного материала на сайте "Учебные презентации"
Теоретическая база опыта.
Актуальность. Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основной целью воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Ни для кого не секрет, что на занятиях по продуктивным видам деятельности, дети стараются скопировать образец, не стремятся внести в свою работу новшество, отличительную особенность, в общем, дети не стремятся проявлять творчество. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию, т. е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве.
В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Педагоги-практики отмечают, что если ребенок талантлив, он талантлив во многих сферах. Е. А. Флёрина дала следующее определение детского творчества: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому». Дальнейшие исследования детского творчества еще более уточнили это определение.
Л. С. Выготский писал: «Обучить творческому акту нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению». Он отмечал, что изобразительная деятельность - самый первый, самый доступный и привлекательный для маленьких детей вид творческого труда. Умелое и тактичное руководство изобразительной деятельностью помогут развить способности ребенка.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Компоненты творческих способностей:
1. творческое мышление;
2. творческое воображение.
В связи с введением в действие ФГОС ДО модернизируется система дошкольного образования в России: идет поиск эффективных путей, средств и методов развития детского изобразительного творчества; появляются новые вариативные педагогические программы и технологии; меняются точки зрения на проблему художественного развития и условия формирования художественных способностей; появляются новые художественные приемы и техники.
В связи с этим должны измениться и методы работы педагогов в области изобразительной деятельности с дошкольниками.
Нетрадиционные способы изобразительной деятельности — это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, выражать свои мысли в продуктах деятельности. Поэтому, проанализировав авторские разработки и различные материалы, передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения современных нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
Выбор использования нетрадиционных техник художественно-продуктивной деятельности в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества был мною не случаен, так как нетрадиционные формы изобразительного творчества развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе. Все эти качества необходимо развивать в современном дошкольном образовании, которые являются ключевыми в ФГОС ДО.
При взаимосвязи обучения технике изображения и творчества ребенок имеет возможность самостоятельно осваивать различные художественные материалы, экспериментировать, находить способы передачи образа. Это не мешает ребенку освоить неизвестные способы и приемы, так как воспитатель подводит детей к возможности использовать вариативные приемы. При таком подходе процесс обучения теряет функцию прямого следования и навязывания способов, а ребенок имеет право выбора и поиска своего варианта, проявляя свое личностное отношение к тому, что предлагает воспитатель.
Формирование творческих способностей ребенка обусловлено специальными занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях. Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический. Главное заинтересовать ребенка, поддержать его. При этом основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» на организованную образовательную деятельность по продуктивным видам отводится всего 1 занятие в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Поэтому был организован кружок по нетрадиционным видам изодеятельности «Волшебный сундучок».
Программа работы кружка «Волшебный сундучок» является моделью совместной художественно-изобразительной деятельности педагога и детей, составлена с учётом возрастных, физиологических, психологических и познавательных особенностей детей среднего и старшего дошкольного возраста. Одним из несомненных достоинств занятий по продуктивной деятельности с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Изодеятельность позволяет интегрировать различные образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Художественно-эстетическая», «Художественная литература». Интеграция образовательных областей является научно-методической основой ФГОС.
Новизна темы. Нетрадиционные техники изодеятельности ранее использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. На мой взгляд, их использование возможно и необходимо взять за основу для организации творческой деятельности воспитанников. Новизна опыта заключается в переосмыслении целевых и содержательных ориентиров в художественно – творческом воспитании и развитии детей, обновлении тематики и технологии детских работ за счет учета современных условий, субкультуры детей.
Актуальность темы. В своей практической деятельности я столкнулась с рядом противоречий:
- между ориентацией нового содержания образования на творческое развитие личности дошкольника и традиционными формами обучения;
- между сформированностью у дошкольников определённой системы фактических знаний и недостаточным развитием творческого воображения;
- между необходимостью развития художественно – творческих способностей ребенка и недостатком психолого – педагогических знаний в этой области у педагогов и родителей.
Теоретическая значимость заключается в разработке содержания, форм, методов, которые предусматривают поэтапную организацию образовательной деятельности по продуктивным видам деятельности с целью развития художественно-творческих способностей дошкольников.
Практическая значимость заключается в создании условий для эффективной творческой деятельности, разработке и апробации программы по развитию художественно-творческих способностей и воображения детей старшего дошкольного возраста в нетрадиционных продуктивных видах деятельности.
Цель программы: Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности дошкольников в процессе создания образов, используя различные материалы и нетрадиционные техники (пластилинография – для младшего возраста, миллефиори, торцевание, скрапбукинг – для старшего возраста). Создать условия для развития личности, способной к творчеству и самореализации через воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы о влиянии продуктивной деятельности на развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста;
2. Провести диагностику художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста.
3. Отобрать и систематизировать формы организации детей, методы и приемы способствующих развитию художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.
4. Вовлечь родителей в совместную творческую деятельность, формировать их психолого - педагогическую компетентность в области детского художественного творчества.
5. Формировать у детей позицию художника- творца, поддержка проявления самостоятельности, инициативности, индивидуальности, рефлексии.
6. Развивать у детей компоненты продуктивной деятельности:
- целеполагания,
- освоение средств и способов создания изображения, продукта деятельности,
- развитие технических и изобразительно-выразительных умений, умений эффективно взаимодействовать с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ.
7. Анализ результатов педагогической деятельности.
Принципы построения программы:
От простого к сложному.
Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
Научность.
Доступность.
Системность знаний.
Воспитывающая и развивающая направленность.
Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
Активность и самостоятельность.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Планируемые результаты освоения программы
• у ребёнка развит интерес к творческой деятельности;
• усвоены основные приёмы работы в техниках: пластилинография, торцевание, скрапбукинг;
• мелкая моторика развита на достаточном уровне;
• ребёнок проявляет аккуратность при работе с пластилином, различными видами бумаги, умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.
Реализует познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт.
В интересной игровой форме воспитанники обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве. Немаловажен и региональный компонент в обучении. На занятиях кружка дети знакомятся с флорой и фауной алтайского края, в работах используется природный материал.
Способы проверки результатов освоения программы проходят в виде смотров-выставок в каждой группе, где в процессе просмотра работ, дети вместе с родителями обсуждают работы, интересуются оригинальностью замысла и воплощением его в работе.
Ожидаемые результаты.
Для педагога:
Создание развивающей среды в группе детского сада.
Систематизация собственных педагогических знаний по развитию художественно – творческих способностей дошкольников;
Разработка перспективного плана по реализации образовательной области «Художественное творчество».
Организация взаимодействия с родителями по развитию художественно – творческих способностей дошкольников, привлечение родителей в совместный творческий процесс.
Методы и приемы обучения:
Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
Формы подведения итогов реализации данной программы: выставки, участие в смотрах, конкурсах детского сада, города.
Этапы работы с детьми:
• опрос-анкетирование родителей, изучение интересов и потребностей детей;
• изучение методических рекомендаций;
• создание условий для проведения кружковой работы;
• подведение итогов.
Общие результаты мониторинга развития художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
С целью выявления особенностей художественно – творческого развития и развития изобразительной деятельности дошкольников, использовала методики Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой. Основные методы применяемые для диагностики – это наблюдение за деятельностью детей, анализ продуктов творчества, беседа.
В первичной диагностике принимали участие 10 детей в возрасте 6-7 лет. Первичная диагностика показала, что у 30 % (3 ребенка) детей низкий уровень развития художественно – творческих способностей, у 50 % (5 детей) – средний уровень, у 20 % (2 детей) - высокий уровень развития художественно – творческих способностей. Диагностика позволила выявить типичные затруднения детей и спроектировать направления, по которым необходимо корректировать содержание педагогической работы.
Наиболее низкие баллы у детей по показателям «способен самостоятельно действовать в повседневной жизни с изобразительными материалами, пластическими материалами, используя различные способы действия с ними», «участвует в обсуждении будущего продукта деятельности». Это говорит о неготовности детей к экспериментальной деятельности, неумению использовать нетрадиционные техники рисования.
Многие дети не могут выбрать тему для своих работ, так как их опыт творческой деятельности не богат. Анкетирование родителей показало, что не всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию творческого потенциала детей (не знают, как это сделать, не хватает времени). Поэтому передо мной встала необходимость работы над данной проблемой.
Исходя из полученных данных, составила тематический перспективный план работы, охватывающий несколько направлений, что позволило работать по намеченной теме в системе.