Получи документы

Педагогическая гостиная «Малые формы фольклора в работе с детьми раннего дошкольного возраста»

Алеся Полякова
Педагогическая гостиная «Малые формы фольклора в работе с детьми раннего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

План-конспект педагогической гостиной

«Малые фольклорные формы в работе

с детьми раннего дошкольного возраста»

Цель: Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях.

Задачи:

1. Уточнить названия жанров фольклорных произведений.

2. Помочь родителям понять, какое влияние оказывает фольклор на развитие детей.

3. Показать родителям разнообразные приемы работы с малыми фольклорными формами.

Предварительная работа:

Публикация «Педагогическая гостиная „Малые формы фольклора в работе с детьми раннего дошкольного возраста“» размещена в разделах

1. Беседа с родителями на тему русского народного фольклора.

2. Устный опрос родителей, на тему «Использование малых форм фольклора в воспитании детей».

3. Задание для родителей: подготовить видеозапись или фото, отражающие использование русского народного фольклора дома.

Участники: воспитатель и родители группы кратковременного пребывания.

Оборудование: проектор, магнитофон.

…Человек, не прирученный с пеленок к своей почве, едва ли к ней приживется. А как ему к ней приурочиться, коли он соком её не питался и едва ли её знает?

В. И. Даль

Русский фольклор – душа русского искусства. Произведение народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. С молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства.

Детство – период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребёнок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети ясельного возраста очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Потому наша задача состоит в том, чтобы привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

Так что же означает слово «фольклор»?

Фольклор (устное народное творчество - от английских слов «Folk» -народ, «Jore» -знание) – народная мудрость, народное знание, выраженные в словесном творчестве. Термин «фольклор» появился в 1846 г. в Англии. Устное народное творчество – это все то, что люди передавали из уст в уста, от одного человека к другому, от поколения к поколению на протяжении веков. Устное – нет письменных источников (тогда не было печатных книг, поэтому существуют варианты разных произведений.

Малые жанры фольклора — это небольшие по размеру фольклорные произведения, которые можно назвать детским фольклором. К ним относятся: колыбельные песни, частушки, песни, прибаутки, сказки, потешки, заклички, былины, предания, легенды.

Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая выполняет важнейшую роль в жизни каждого народа.

Произведения детского фольклора помогают становлению и развитию личности каждого вновь появившегося на свет человека, освоению им культурных богатств, предшествующих поколений, что обеспечивает преемственность и сохранность духовного облика народа.

Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение. Доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.

Что же относится к детскому фольклору?

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички – обращение к явлениям природы (солнц, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Народные игры, колыбельные песни, русские народные сказки.

Для детей раннего возраста самыми главными являются следующие произведения русского народного фольклора: народные игры, пестушки, потешки, колыбельные песни, сказки.

Хотелось бы немного рассказать о своем применении русского народного фольклора в общении с детьми.

Вот ребенок приходит ко мне в группу. Тут его жизнь существенным образом меняется: режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит потенциально опасного, другой стиль общения. Все это обрушивается на малыша одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию. Поэтому необходима такая организация жизни ребенка в группе, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям. Чтобы помочь ребенку привыкнуть к новой жизни среди незнакомых людей, использовала народные игры–забавы, например, такие как: «Заинька, попляши».

Малыши легко соглашаются поиграть в народные игры, их настроение улучшается и в дальнейшем становится интересным и полезным занятием. Ведь народные игры обеспечивают взаимосвязь воспитательного и обучающего воздействия с учетом возрастных психофизиологических особенностей ребенка. Для народных игр характерно четко выраженное обучающее эмоционально-познавательное содержание, воплощенное в игровой форме, образности, динамичности игровых действий. Содержание игры событийно, то есть отражает какой-либо случай, происшествие, вызывающее определенный эмоциональный отклик у ребенка и обогащающее его социальный опыт.

Проведение народных игр требует от взрослого знания и выполнения определенных условий:

• добровольность участия в игре (необходимо добиваться того, чтобы ребенок сам захотел принять участие в предложенной игре);

• непосредственное участие в игре взрослого, который своими действиями, эмоциональным общением с детьми вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них;

• многократное повторение игр (дети по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое);

• наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и т. д.) должен использоваться только в данных развивающих играх (нельзя превращать его в обычный, всегда доступный, так он дольше останется для детей необычным);

• предоставление ребенку возможности проявить, выразить себя, свой взгляд на мир.

Вот для того, чтобы вызвать у ребёнка радость, двигательное возбуждение, весёлый лепет, используются пестушки и потешки. Они поются естественно и просто, сохраняя натуральный тембр голоса, его теплоту. Пестушки всегда удовлетворяли потребности ребенка в тактильных движениях – почти все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди – это язык эмоционального общения.

Малыш открывает глаза, и для него начинается новый день. Дайте ему заряд любви и ласки с самого утра: подойдите к нему, присядьте на кровать, погладьте его, обнимите, поласкайте, приговаривая одну из пестушек. Такое пробуждение даст малышу заряд радости и бодрости на весь день.

Ручки-ручки – потягушки

И ладошки – похлопушки.

Ножки-ножки – топотушки,

Побегушки, попрыгушки.

С добрым утром, ручки,

Ладошки и ножки,

Щёчки-цветочки – Чмок!

В раннем детстве ребенок еще не способен к разнообразной деятельности, и поэтому незаменимым средством его развития становятся потешки, сопровождаемые пальчиковыми играми. Потешка – это песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка. Потешки сопровождают рост и развитие детей. Самые известные из них — «Коза рогатая», «Ладушки», «Сорока».

Пестушки и потешки оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты.

Умывая дома малыша, проговаривайте ему:

От водички, от водицы

Всё улыбками искрится!

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы!

Детка умывается,

Солнцу улыбается!

Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления.

Умница Сашенька,

Ешь кашу сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Иногда девочки не любят расчесываться. И мы вместе рассказываем такую потешку:

Расти, коса, до пояса,

Не вырани ни волоса.

Расти, косонька, до пят -

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся -

Маму, дочка, слушайся.

Когда дети собираются на улицу:

Вот они, сапожки:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки.

Если дождичек пойдёт,

Наденем калошки:

Это – с правой ножки,

Это с левой ножки.

Вот так хорошо

Когда вы вечером укладываете малыша спать, спойте ему колыбельную песенку. Дети охотно её слушают, память наиболее ценно охватывает и заполняет интонационные обороты, мотивы. Колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Этому способствуют плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и движения. Поэтому пение колыбельных песен ребёнку имеет большое значение в его музыкальном воспитаниии, в развитии творческого мышления, памяти, становление уравновешенной психики.

Пестушки, потешки, колыбельные песни, сказки, народные игры играют огромную роль в духовном развитии человека, в его нравственно-эстетическом воспитании. Они трогают сердце, питают любовь к своей земле и своему народу. Маленьким детям ещё не доступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что слышит и видит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему.

Результатом нашей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, т. е. всесторонне развивает ребенка.

Публикации по теме:

Групповые формы работы с детьми дошкольного возраста в социально-реабилитационном центре Основной формой организации обучения детей являются занятия. Они организуются и проводятся педагогом в соответствии с Программой воспитания.

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе «Малые формы фольклора»Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе «Малые формы фольклора» Тема: «В гости к бабушке Загадушке" Цель: Закрепление знаний о малых формах русского фольклора и формирование представления о докучных.

Консультация для воспитателей «Игровые технологии в работе с детьми раннего возраста» В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов.

Обмен опытом «Формы организации и проведения проекта с детьми второй группы раннего возраста» В настоящее время в ДОУ активно внедряются инновационные технологии. Одной из таких технологий является проектная деятельность (метод проектов).

Отчет о летней оздоровительной работе с детьми группы раннего возрастаОтчет о летней оздоровительной работе с детьми группы раннего возраста Автор: Карачарова Надежда Павлиновна. Отчет «Летне-оздоровительная работа с детьми группы раннего возраста» Воспитательно-образовательная.

Отчет на педагогическом совете «Формы и методы здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста» - Здравствуйте, уважаемые коллеги! - Вашему вниманию предоставляется работа по теме: «Формы и методы здоровьесберегающих технологий в работе.

Отчет о работе по ОБЖ с детьми раннего возраста «Игра и безопасность» Воспитатель детей раннего возраста Шкиль Е. А Цель: формирование у детей осторожного и осмотрительного поведения в потенциально опасных для.

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста На протяжении 3-го года жизни в организме ребенка происходят значительные изменения и в физическом, и в умственном развитии. Наиболее характерной.

Возможности использования техники «батик» в работе с работе с детьми дошкольного возраста В разделе «Изобразительное иcкуccтво и художеcтвенная деятельноcть детей» в оcновном внимание уделяетcя развитию необходимых для cюжетного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая гостиная «Малые формы фольклора в работе с детьми раннего дошкольного возраста»
Опубликовано: 7 апреля 2016 в 00:02
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическая гостиная «Малые формы фольклора в работе с детьми раннего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Алеся Полякова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД