Татьяна Шевчук
Обмен опытом «Формы организации и проведения проекта с детьми второй группы раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в ДОУ активно внедряются инновационные технологии. Одной из таких технологий является проектная деятельность (метод проектов).
Проект – это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени и направленная на достижение заранее определённого результата или цели. Результатом проектной деятельности является создание уникального продукта, к качеству которого предъявляются определённые требования. Уникальность деятельности при работе по педагогической технологии заключается в свободном выборе формы работы с детьми (в том числе и нетрадиционных, в использовании разнообразных методических и педагогических приёмов, направленных не столько на развитие определённых навыков работы с различными материалами, сколько на объединение общих усилий для достижения единой цели.
Публикация «Обмен опытом „Формы организации и проведения проекта с детьми второй группы раннего возраста“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Я уже неоднократно занималась проектной деятельностью на протяжении прошлого года, мною были разработаны 4 проекта. Этот инновационный метод очень понравился и мне, и детям. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
В начале этого учебного года мною был разработан проект «В гостях у сказки» по образовательной области «Речевое развитие», который мы реализовали с детьми второй группы раннего возраста и их родителями. Проект «В гостях у сказки» средней продолжительности, на месяц; по составу участников –групповой, вид проекта – творческий. Проект направлен на развитие речи детей раннего возраста посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики.
Тема проекта выбрана не случайно, т. к. в настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки. Для повышения интереса к русской народной сказке, любви к чтению, мной был разработан данный проект.
Знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию речи. Сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Персонажи сказок знакомы детям. Язык сказок очень выразителен. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
Реализация проекта была разделена на три этапы: подготовительный, основной и заключительный. На групповом родительском собрании, я оповестила родителей о том, что у нас планируется проект «В гостях у сказки», рассказала о цели проекта, задачах, попросила родителей помочь в реализации проекта : это обновить театральный уголок, организовать выставку «Мои любимые сказки» и выставку рисунков «Мои любимые сказочные герои». Родители сразу же откликнулись: изготовили ширму для театра, сделали пальчиковый театр, театр на стаканах, приобрели театр на магнитах.
На подготовительном этапе я провела анкетирование с родителями, была определена цель, актуальность, значимость проекта, бала изучена и анализирована научно-исследовательская, методическая литература, интернет – ресурсы по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала. Также я подготовила консультации для родителей: «Почитай мне сказку, мама», «Знакомство детей младшего возраста с художественной литературой», «Роль семьи в развитии речи ребенка»; оформила папку-передвижку «О чем рассказывает сказка». Определила тематику бесед, разработала содержания проекта, планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
Подготовительный этап занял неделю.
Дальше начался основной этап проекта-это внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний детей о сказках. Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса, которые были использованы при реализации проекта : наглядный, словесный и практический. Наглядный метод: рассматривание иллюстраций, показ кукольного театра (педагогом).
Словесный: чтение и обсуждение художественной литературы, беседы, разучивание произведений устного народного творчества, разгадывание загадок.
Практические методы: организация продуктивной деятельности, дидактических игр, инсценировки сказок, совместные игры.
Все методы и приемы использовались комплексе, чередовались и дополнялись друг другом, позволяя мне дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить речь, внимание, память, воображение, творческое способности. Работа с родителями: беседы с родителями, консультации для родителей, оформление уголка для родителей по данной теме.
На заключительном этапе были организованы : выставка книг «Мои любимые сказки»» и выставка рисунков (совместное творчество родителей и детей) «Мои любимые герои сказок», проведена викторина «По дорогам сказок» и развлечение «Русская народная сказка «Теремок».
В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития младших дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение.
Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал, как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства – с другой. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.
В результате реализации проекта у детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.
Использование сказки способствовало творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса.
Особую роль в работе отводилась просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснялась значимость семейного чтения, подчеркивалась его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций.
Реализация данного проекта подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития детей раннего возраста.