Олеся
Групповые формы работы с детьми дошкольного возраста в социально-реабилитационном центре
▼ Скачать + Заказать документы
Основной формой организации обучения детей являются занятия. Они организуются и проводятся педагогом в соответствии с Программой воспитания и обучения.
В занятии можно выделить три основные части.
Первая часть - введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети.
Вторая часть-- самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка.
Третья, часть - анализ выполнения задания и его оценка. Содержание и методика каждой части тщательно продумываются, чтобы дети уже в дошкольном возрасте полюбили учение и участвовали в нем с желанием.
Публикация «Групповые формы работы с детьми дошкольного возраста в социально-реабилитационном центре» размещена в разделах
- Социальные центры. Материалы для педагогов СРЦН
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
В основной части занятия детям сообщаются новые знания, изучается новый материал, дается установка на выполнение заданий, организуется помощь тем, кто затрудняется. Педагог добивается, чтобы все дети успешно справились с заданиями, используя с этой целью разнообразные приемы, сочетая индивидуальные формы работы с коллективными. Педагог подводит итог занятия: анализирует вместе с детьми выполненные работы, напоминает, что нового узнали дети на занятии, оценивает участие детей в нем.
Требования к занятиям:
1. Гигиенические
- Занятия должны проводится в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении.
- Воспитатель, постоянно должен следить за правильностью позы ребенка, не допускать низкого наклона головы, что ведет к неправильному положения позвоночника и развитию близорукости.
- Воспитатель не должен допускать переутомления детей на занятиях. Чтобы избежать переутомления, в течение всего занятия неоднократно менять характер деятельности детей. На занятиях обязательно проводятся физкультурные минутки. Физкультурная минутка - форма активного отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста. Ее цель – повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников вовремя занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.
Между занятиями проводятся Физкультурные или динамические паузы проводятся между занятиями. По времени проведения они несколько дольше физ. минуток (до 10 мин). Паузы снимают эмоциональное напряжение, способствуют увеличению двигательной активности. Кроме гимнастических упражнений в паузы включают малоподвижные игры, спортивные упражнения. Не следует предлагать детям игры с высокой интенсивностью движений, так как они могут их перевозбудить.
Дидактические требования
точное определение образовательных задач образовательной деятельности;
творческое использование при проведении ОД
определять оптимальное содержание ОД в соответствии с программой и уровнем подготовки детей;
выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели ОД;
обеспечивать познавательную активность детей и развивающий характер ОД;
использовать в целях обучения различные игры, игровые и словесные приемы, дидактический материал.
систематически осуществлять контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков.
Организационные требования
иметь в наличие продуманный план проведения ОД;
четко определить цель и дидактические задачи занятия;
грамотно подбирать и рационально использовать различные средства обучения, в том числе технические средства обучения, ИКТ;
поддерживать необходимую дисциплину и организованность детей при проведении занятия.
На занятиях с малышами нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», могут и оценивать результаты труда малышей. К этим игрушкам и персонажам существует ряд требований.
Игрушки или игровые персонажи:
- должны соответствовать возрасту детей;
- должны быть эстетичными,
- должны быть безопасными для здоровья ребёнка,
- должны иметь обучающую ценность,
- должны быть реалистичными;
- не должны провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать проявление жестокости.
- Игровых персонажей не должно быть много.
Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся. Например, на занятия могут прийти Незнайка, Утёнок Кряк и Мишутка Тиш. Утёнок Кряк любит природу и путешествия, много об этом знает и рассказывает детям. Незнайка многого не знает и не умеет, ему часто требуется «помощь» детей. Мишутка - спортсмен, он показывает упражнения для разминки, занимается спортом. Они активно выражают свое мнение, спрашивают непонятное, ошибаются, запутываются, не понимают. Детское стремление общаться и помогать ему существенно увеличивает активность и заинтересованность.
Образовательная работа с детьми осуществляется в режимных моментах
О формах работы на прогулке
Прогулка - обязательный элемент режима дня.
Основная задача педагогической работы воспитателя на прогулке состоит в обеспечении
-активной,
-содержательной,
-разнообразной,
-интересной для детей деятельности.
Во время прогулки в полной мере должны реализовываться воспитательно-образовательные задачи:
-Оздоровление детей.
-Физическое развитие.
-Развитие самостоятельности.
-Расширение кругозора.
-Ознакомление с окружающим миром.
-Воспитание эстетических чувств, культуры поведения.
Формы работы с дошкольниками
-наблюдение,
-трудовая деятельность детей;
-подвижные игры;
-самостоятельная деятельность детей
Наблюдения на прогулке:
Большое место на прогулках отводится наблюдениям в первую очередь наблюдениям за сезонными явлениями в живой и неживой природе. Важно закреплять представления детей о том, что эти изменения влияют на жизнь животных и человека, научить делать выводы о взаимосвязях различных природных явлений.
Полученные наблюдения можно закрепить последующими зарисовками, составлением рассказов.
Подвижные игры.
Подвижные игры и игровые упражнения являются универсальным и незаменимым средством физического воспитания дошкольников. В играх в развлекательной, ненавязчивой форме используются естественные движения свойственные человеку: ходьба, бег, прыжки, метание. Физическая нагрузка и свежий воздух укрепляют здоровье детей, способствуют профилактике респираторных, простудных заболеваний.
На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. В теплый период года игры проводятся как в начале, так и в конце прогулки. В холодный период года – только в конце прогулки, с тем чтобы после игр разгоряченные дети сразу уходили в помещение. Вначале проводятся бессюжетные игры и эстафеты, где закрепляются движения, изученные на физкультурном занятии. После этого организуется подвижная игра с сюжетом.
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Осенью дети собирают сухие листья, зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
За самостоятельной деятельностью детей необходим постоянный контроль.
Обращая внимание на каждого ребенка, воспитатель постоянно должен держать в поле зрения всех детей, помочь организовать сюжетно-ролевую или подвижную игру, вовремя предотвратить возникающий конфликт
Чтение художественной литературы в работе с детьми.
На воспитание детей оказывают влияние самые разнообразные жанры художественного слова - сказки и рассказы, стихи и потешки, пословицы и поговорки.
Следует учить детей:
1. Слушать чтение воспитателя художественной литературы;
2. Оценивать поступки главного персонажа;
3. Пересказывать близко к тексту сказки, короткие рассказы;
4. Рассматривать иллюстрации в книге, рассказывать об их содержании;
5. Связывать события, происходящие в произведении;
6. Соотносить жизненный опыт с событиями художественного произведения;
7. Выражать свои впечатления о прочитанном;
8. Заучивать стихи, потешки;
9. Бережно относиться к книгам.
Чтобы удержать внимание, сохранить эмоциональный настрой к художественному произведению необходимо использовать различные приё мы:
- выразительное чтение,
- пояснения,
- вопросы,
- дидактические игры,
- обыгрывание сюжетов,
- рассматривание иллюстраций,
- заучивание стихов или отрывков и т. д.
Детские произведения имеют большое воспитательное значение для детей. Они способствуют развитию мышления, фантазии. вызывают стремление быть добрыми, справедливыми, честными и храбрыми, учат дружить и любить Родину. слушая художественное произведение, верят всему, что в нём происходит, волнуются за героев, радуются их успехам, печалятся неудачам. У них вырабатывается свой взгляд на взаимоотношения людей, на явления окружающей действительности. Развивается познавательный интерес, формируются нравственные качества, дружеские взаимоотношения.
И здесь многое зависит от воспитателя, от его умения преподнести содержание текста детям ярко и образно, чтобы дети прочувствовали смысл произведения, сопереживали, восхищались или осуждали поступки персонажей.
Положительный герой требует тёплого, доброжелательного отношения читающего, ласковых, одобрительных интонаций. Отрицательному герою сопутствуют сухие, неприязненные интонации, передающие осуждение и возмущение. А, умело переданный при чтении юмор, радует детей, вызывает смех.
Ведущей деятельностью групповой формы является игра. Это
Дидактические игры
Сюжетно-ролевые игры
Подвижные игры
Настольно-печатные игры
Словесные игры
Пальчиковые игры
В дидактической игре ребёнок не только получает новые знания, а также обобщает и закрепляет их. Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Играя, он изучает: цвета, форму, величину, назначение («Ягоды кушают», «На стульчике сидят», «На самолете летают», строение(«У автомобиля есть кабина, кузов, колеса», «У дерева есть корень, ствол, ветки, листья») материалом, из которого предметы сделаны («Дом построен из дерева», «Платье сшили из ткани»)
В процессе занятия необходимо научить детей:
- составлять рассказ-описание о предмете («Банан-это фрукт желтого цвета, продолговатой цилиндрической формы. Сладкий на вкус. Растет в жарких странах)
-группировать предметы по общему признаку (по цвету, форме
-классу (фрукты, овощи, домашние животные, транспорт и т. д.)
Словесные игры.
Большое значение в речевом развитии детей имеют словесные игры. Они формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова.
Игровые действия в словесных дидактических играх (имитация движений, поиск того, кто позвал, действия по словесному сигналу, звукоподражание) побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуков и слов.
С детьми дошкольного возраста полезно играть в словесные игры. Словесные игры развивают у детей речь и мышление, фантазию и воображение.
Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития:
Способствуют развитию речи. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Сочетание движений рук и проговаривания стихов делает речь ребенка более четкой, ритмичной, яркой. Именно поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим ра-ботоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Пальчиковые игры можно использовать в любое время, как в режимных моментах, так и при образовательной деятельности.
Сюжетно-ролевые игры.
Сюжетно-ролевая игра - одна из творческих игр. В сюжетно-ролевой игре дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Основная цель педагогического руководства - будить воображение ребенка, создавать условия для того, чтобы как можно больше изобретательности, творчества проявили сами дети. Задачи развития сюжетных игр:
- Обогащать содержание сюжетных игр детей на основе впечатлений о жизни, труде людей, их отношений («Семья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Детский сад», «Шоферы»).
- Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, интерес к общему замыслу и согласованию действий детей в игре.