Светлана Козлова
Ознакомление старших дошкольников с малой Родиной посредством реализации проекта «Известные люди, прославившие город Арзамас»
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире все чаще ощущается необходимость возрождения российской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности не только у взрослых, но и детей. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) одним из важных аспектов современной государственной политики определяет введение регионального компонента в систему образования разного уровня.
Публикация «Ознакомление старших дошкольников с малой Родиной посредством реализации проекта „Известные люди, прославившие город Арзамас“» размещена в разделах
В соответствии с ФГОС ДО содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определё нные направления развития детей: социально-коммуникативное, физическое, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие.
В содержании двух образовательных областей «Социально – коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» определено содержание по организации образовательного процесса в направлении воспитания познавательного интереса к малой родине.
Развитие социальных процессов, осуществляемое в рамках современного общества, усиливает интерес человечества к истории своего народа (прошлого и настоящего времени, в том числе к людям, прославившим свой родной край.
Вопросы изучения истории родного края, а также людей, внесших вклад в развитие родного края, являлись предметом изучения многих известных ученых историков : Л. С. Выготского, О. В. Дыбиной, А. В. Запорожца, М. В. Крулехта, А. Ю. Кузиной, А. Н. Леонтьева, Ж. Пиаже и др. Они отмечают, что у детей имеется интерес к прошлому – историческим событиям, историческим личностям.
Венгер Л. А, С. А. Козлова, В. И. Логинова, А. П. Усова и др. отмечали, что каждая конкретная личность, которую прославляет народ, способствует воспитанию у дошкольников любви к родному краю, Отечеству.
В связи с этим вопросы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с выдающимися людьми, их подвигами, творчеством, жизнью и вкладом в историю Арзамаса выступают на первый план.
Задача педагогов и родителей как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, чувство гордости за свой народ через их подвиги, творческую и созидательную деятельность.
В связи с этим, в рамках инновационной деятельности по ознакомлению старших дошкольников с малой родиной посредством речевого и художественно-эстетического развития был реализован проект по теме «Люди, прославившие город Арзамас». Целью данного проекта стало формирование у детей интереса к знаменитым людям, прославившим город Арзамас, малую родину для наших дошкольников. Были поставлены следующие задачи:
- способствовать формированию представлений детей о биографии, творчестве людей, прославивших город Арзамас, памятных местах города;
- приобщать детей и родителей к истории и культуре родного края, к его духовным и материальным ценностям;
- содействовать развитию познавательной активности детей в совместной деятельности с взрослыми;
- содействовать развитию коммуникативных навыков детей, связной речи;
- побуждать любить родной город, гордиться известными людьми города.
Познавательно-исследовательский проект реализовывался в течение двух месяцев. В рамках реализации проекта было организовано социальное партнерство с городской детской библиотекой им. А. П. Гайдара.
На подготовительном этапе определили тему, цель и задачи проекта, провели анкетирование родителей по теме : «Знаете ли вы свой город, известных людей города?», а также диагностику детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города. Исходя из результатов анкетирования и диагностики, был сделан вывод, что дети, а также родители имеют поверхностное представление о родном городе, о знаменитых людях.
Также на данном этапе осуществлялся подбор художественной литературы арзамасских поэтов и писателей, наглядного и дидактического материала по теме, разрабатывались конспекты предполагаемой образовательной деятельности, цикл бесед, план основного этапа проекта.
В центре речевого развития был оформлен уголок «Моя малая родина», который был пополнен различным дидактическим материалом для рассматривания детьми (альбом, иллюстрации, наборы открыток о городе, а также известных людях города, герб города, художественной литературой. Родители были активными участниками с самого начала реализации проекта : они помогали подбирать художественную и методическую литературу по теме проекта, фотографии, репродукции портретов. Также родителям было дано творческое задание: оформить папку с информацией об известном человеке, прославившем город Арзамас. А также совместно с детьми они должны были подготовить фото- и видеоотчет в форме экскурсии о памятных местах города, связанных с данной исторической личностью.
В рамках основного (практического) этапа была организована деятельность по реализации проекта. Была проведена организованная образовательная деятельность (далее ООД) :
- по познавательному развитию : «Моя малая родина», «Наши знаменитые предки», «Памятные места города»;
- по речевому развитию: «Детские поэты и писатели нашего города», «А. П. Гайдар и его произведения».
- по художественно-эстетическому развитию: «Мой родной Арзамас», «Мое любимое место в городе», «Мы – великие архитекторы».
На организованной деятельности по познавательному развитию дети познакомились с нашими знаменитыми предками: писателем Аркадием Петровичем Гайдаром, Аленой Арзамасской, врачом Михаилом Федоровичем Владимирским, патриархом Сергием, живописцем А. П. Ступиным и др. На ООД по речевому развитию дети познакомились с творчеством А. П. Гайдара, а также современных арзамасских поэтов : Г. Дядиной и др. А также попробовали сами сочинить стихи, творческие рассказы о родном городе. На ООД по художественному творчеству дети рисовали наш город Арзамас, а также памятные места города. В рисунках были отражены впечатления о городе и известных людях Арзамаса. Эта деятельность доставила детям большое удовольствие.
Во время режимных моментов был проведен цикл бесед по темам: «Город, в котором мы живем», «Люди, прославившие наш город», «О чем расскажут названия улиц», «Достопримечательности Арзамаса».
Был организован цикл встреч с городской библиотекой им. А. П. Гайдара: «История возникновения города Арзамаса», «Что мы знаем о Гайдаре», «Современные поэты арзамасского края». Родители принимали активное участие в организации экскурсии в библиотеку города.
Во время самостоятельной деятельности дети организовывали разнообразные игровые ситуации: «Экскурсоводы», «Детское телевидение», «Фотографы в городе», в которых дети проводили экскурсии по родному городу, используя фотоматериал, принесенный из дома.
Для закрепления знаний по теме проекта были проведены дидактические игры: «Узнай и назови», «Какая это улица?», «Памятники города». В ходе организации игр дети закрепляли представления об известных людях, о том, чем они прославились, о памятниках города, названиях улиц.
Для родителей были оформлены информационные буклеты: «Наши замечательные земляки», «Умеем ли мы гордиться предками?».
На заключительном этапе был оформлен альбом по теме: «Известные люди, прославившие город Арзамас». Дети с интересом рассматривали альбом, репродукции портретов известных людей города. Данный альбом может храниться в центре речевого развития для рассматривания детьми. А также альбом может использоваться воспитателем в рамках изучения темы «Моя малая родина», как на организованной образовательной деятельности, так и в режимных моментах.
Также была оформлен фото- и видеоотчет в форме экскурсии об известных людях и памятных местах города, связанных с данной исторической личностью. Дети в доступной форме рассказывали с экрана факты из биографии великих людей, а сверстники с большим интересом слушали друг друга.
Результаты диагностики показали повышение уровня знаний детей о родном городе, его знаменитых земляках.
У детей были сформированы знания и представления о жизни, подвигах, творчестве известных людей Арзамаса; расширился кругозор детей, проявился интерес к людям, прославляющих родной край, чувство гордости за людей, которые прославили свой край в прошлом. Родители оказали помощь в пополнении предметно-развивающей среды группы (наглядные пособия, книги, энциклопедии, фотографии); принимали участие в совместных мероприятиях, выставках, экскурсиях и т. д. ; пополнили знания об известных людях Арзамаса, оформляя альбом по теме проекта; проявили заинтересованность в сотрудничестве с детским садом в реализации инновационной деятельности.
Таким образом, реализация проекта позволила повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Арзамас, помогла сформировать заботливое отношение к родному городу, уважение к землякам, чувство гордости от осознания себя арзамассцем.