Федорова Людмила Викторовна
Проект «Развитие у дошкольников представлений о малой Родине, посредством ознакомления с историей типографии «Серп и Молот»»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Проектная деятельность – это интегрированный метод обучения, который является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей, когда серия занятий объединена основной проблемой.
Кроме того, немаловажным является тот факт, что в реализацию проекта вовлекаются не только дети, но и их родители, что делает процесс обучения максимально эффективным.
Публикация «Проект „Развитие у дошкольников представлений о малой Родине, посредством ознакомления с историей типографии „Серп и Молот““» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Родной край, город. Проекты
- Типография для детей своими руками
- Темочки
Проект «Развитие у дошкольников представлений о малой Родине, посредством ознакомления с историей типографии «Серп и Молот»», разрабатывался для детей старшего дошкольного возраста с целью ознакомления детей с достопримечательностями родного города – типографией «Серп и Молот», с трудом работников типографии, воспитания чувства любви к малой родине, к родному Отечеству.
Проблема.
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.
Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, данная проблема актуальна не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Паспорт проекта:
Вид проекта: среднесрочный, познавательно-творческий, групповой.
Время реализации: февраль — апрель.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников, сотрудники редакции газеты «Серп и Молот».
Возраст участников: дети старшего дошкольного возраста (5 — 7 лет).
Цель проекта:
Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям посредством ознакомления дошкольников с историей типографии «Серп и Молот».
Задачи проекта:
- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;
- Организовать деятельность детей, способствующую развитию духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.
- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, своеобразием родного региона;
- Познакомить детей с трудом работников типографии;
- Создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний;
- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям;
- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
- Воспитывать уважение и чувство гордости за своих земляков;
- Разработать консультативный материал для родителей и педагогов ДОО по темам разделов проекта;
- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение консультаций, организацию совместной с детьми деятельности.
Принципы реализации проекта:
1. доступность: учет возрастных особенностей детей; адаптированность материала;
2. систематичность и последовательность: постепенная подача материала от простого к сложному; частое повторение усвоенных знаний, правил и норм;
3. наглядность и занимательность: предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза
4. динамичность: интеграция проекта в разные виды деятельности
5. дифференциация: создание благоприятной среды для усвоения предложенного к изучению материала каждым ребенком.
Прогнозируемый результат.
Обогащены и систематизированы знания детей об истории родного города и типографии «Серп и Молот».
Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
Повышена родительская компетентность по представленной проблеме.
Разработано методическое и дидактическое сопровождение по проекту.
Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры г. Клин, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Этапы работы над проектом: Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
I этап – подготовительный, включает в себя:
1) анкетирование знаний и представлений родителей о родном городе, его истории, достопримечательностей,
2) диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города,
3) наблюдение за детьми, индивидуальные беседы с целью выяснения уровня знаний по данной проблеме;
4) подбор методической и художественной литературы в рамках проекта.
II этап – основной, включает в себя:
1) Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,
2) совместные мероприятия с семьями воспитанников,
3) совместные мероприятия с детьми,
4) экскурсии по городу,
5) пополнение развивающей среды,
6) выставки детских работ.
III этап – обобщающий.
Задачи:
1. Провести мониторинг знаний усвоения детьми, в результате, проведенной работе.
2. Наметить задачи дальнейшей работы, с учетом результатов диагностики.
3. Оформить выставку рисунков: «Достопримечательности родного города».
5. Провести итоговую презентацию проекта.
Перспективный план работы над проектом
Социально-коммуникативное развитие
Беседы: «Лучше нет родного края»,
«Все работы хороши»,
«Женские профессии»,
«Россия – Родина моя».
Творческие рассказы: «Профессии моих родителей»,
«Мой любимый уголок в родном городе».
Рассматривание тематического альбома: «Старинный Клин в фотографиях».
Сюжетно – ролевые игры:
- Экскурсии в музей.
- Экскурсии по городу.
Художественно-эстетическое развитие
Занятие по рисованию: «Кем ты хочешь быть».
Занятие по рисованию: «Наш город весной».
Лепка: «Парк с фонтанами».
Свободное раскрашивание герба города.
Познавательное развитие
Непосредственно-образовательная деятельность
Занятие по ФЦКМ «Нужные профессии в городе».
Занятие по ФЦКМ «Мой город. Городской адрес».
Цикл экскурсий в детскую библиотеку.
Цикл экскурсий в краеведческий музей.
Цикл экскурсий в музей А. П. Гайдара.
Экскурсия в типографию газеты «Серп и молот».
Речевое развитие
Чтение художественной литературы: стихов Клинских поэтов к 100-летнему юбилею газеты «Серп и молот».
Чтение рассказов И. М. Никитиной: «Алёнушкины сказки», «Журавлиный Клин».
Взаимодействие с музыкальным руководителем
Пение
«Самая любимая Родина моя».«Песня о городе».
Слушание
Произведения П. И. Чайковского.
Движения
Танец «Это город».
Взаимодействие с родителями.
1. Помощь в организации экскурсии.
2. Беседы и консультации по теме проекта.
3. Совместная изобразительная деятельность.
4. Участие в создании газеты «Мой Клин».
Анализ результатов проекта:
1. Дети получили знания о клинской типографии «Серп и Молот».
2. Обогащены и систематизированы знания детей об истории города и его культурных ценностях.
3. Повышена детская и родительская компетентность в вопросах истории, культуры города Клин.
Предполагаемые результаты:
1. Устойчивый интерес к изучению данной проблемы у детей.
2. Формирование нравственно патриотических чувств: гордости за свой город и людей, живущих в нем, желание прославить свой город в будущем.
3. Повышение компетентности сотрудников МДОУ по представленной проблеме. Разработка других образовательных проектов по истории и культуре нашего города, его земляках.
4. Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
Рефлексия деятельности.
Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Позволила создать для каждого ребенка более широкие общественные контакты, чем это возможно при традиционных формах занятий.
ВЫВОД: Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений города. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе, клинской типографии «Серп и Молот» доступны и интересны не только детям, но и взрослым.