Бутова Елена Александровна
Проектная деятельность «Патриотическое воспитание младших школьников посредством знакомства с малой Родиной»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы.
Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.
Публикация «Проектная деятельность „Патриотическое воспитание младших школьников посредством знакомства с малой Родиной“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты в школе. Начальные классы, 1 - 4 классы
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Родной край, город. Проекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры.
Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, леса и речки Сатис, расположенных рядом. Дом или детский сад, родной край и станица имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края – живое общение с природой и земляками – всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности, пригодиться на той земле, где родился.
Главное направление патриотического воспитания, отражённого в данном опыте работы, может быть сформулирована следующим образом: воспитание у дошкольников патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности посредством воспитания любви к родному краю.
Определены следующие задачи:
Воспитывать у дошкольников любовь к родной земле, уважение к традициям, культуре.
Воспитывать у дошкольников уважительное отношение к людям в общении, способствовать повышению уверенности в себе, развивать навыки успешного общения с окружающими, знакомить с примерами жизни и деятельности интересных земляков, служащих достойным примером подрастающему поколению.
Развивать познавательный интерес к народному творчеству, к родной природе, к окружающему миру.
Воспитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где ребёнок родился и живет: к родному дому (семье, улице, краю;
Формировать культуру бережного отношения к природе и ко всему живому.
Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, творить красоту своими руками.
Воспитывать толерантное отношения к людям разных национальностей их традициям.
Воспитывать чувство ответственности и гордости за достижения родного края.
Принципы, используемые в работе:
Принцип историзма. Реализовывается путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно, настоящее (в наши дни) и будущее (планы, перспективы).
Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном крае с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
Принцип интегративности. Реализовывался в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, общественностью, музеем и т. п. ; в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования.
Позитивный центризм. Реализовывался путём отбора знаний, наиболее актуальных для детей дошкольного возраста.
Принцип активности и самостоятельности – это активное сотворчество и взрослых, и дошкольника.
Принцип наглядности. Используются наглядные средства (игрушки, пособия, картинки, технические средства, которые создают развернутую картину действий и результатов.
Принцип поэтапности. Содержание комплексных познавательных занятий основывается на поэтапности, которая вычленяет и интегрирует взаимосвязанные части.
Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания дошкольников. Главная цель образования – ребенок, со своими особенностями индивидуальной восприимчивостью, эмоциональностью и непосредственностью.
Принцип познавательной выразительности с приемами эмоционального подкрепления.
Принцип успешности. Дошкольники получают задания, которые способны успешно выполнить, доступны по форме и содержанию.
Принцип коммуникативности. У дошкольников воспитывается потребность в общении со сверстниками и взрослыми, в процессе которой формируется социальная мотивация.
Подготовительный Этап:
1. Для пополнения знаний об истории и достопримечательностях п. Сатиса был подобрана и пополнена личная библиотека материалами и книгами, изучены интернет-ресурсы.
2. Изготовлены дидактические пособия для игр по патриотическому воспитанию:
3. Оформлен уголок по патриотическому воспитанию и наглядный материал краеведческого характера, помогающий развивать у детей логическое и творческое мышление, внимание, память, речевые навыки.
4. Составлены программа и тематическое планирование работы по данному направлению.
5. Был изготовлен макет «Посёлок Сатис».
Основной этап:
1. Были проведены беседы с детьми на темы: «Моя Большая и Малая Родина», «Символика русской государственности», «Русский быт и традиции», «Как жили раньше», «Наш Сатис – моя история».
2. Были проведены следующие занятия: «Наш Сатис – настоящее, прошлое и будущее», «Родина в рисунках детей».
3. Чтение художественной литературы о Родине, просмотр презентаций, фотографий.
4. Игровая деятельность детей.
5. Проведение праздников совместно с музыкальным руководителем.
Заключительный этап
1. Выставка рисунков.
2. Создание альбома «Наш Сатис».
3. Открытый показ непосредственной образовательной деятельности на тему: «Посёлок Сатис - прошлое, настоящее и будущее».
4. Экскурсия в музей «Русская изба».
Работа с родителями:
1. Анкетирование
2. Проведено родительское собрание в нетрадиционной форме - «посиделки» - на тему «Приобщение детей к народным традициям».
Любовь маленького ребенка - дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям. Любовь к отцу, матери, дедушке, бабушке, с любовью к своему народу, дому, улице, на которой он живет, детскому саду, станице. В этой связи в процессе своей трудовой деятельности веду целенаправленную работу с детьми, по начальному формированию чувств гражданственности и патриотизма во взаимодействии с семьей.
Сегодня возникла необходимость взглянуть на воспитание с современных позиций, реализовать на практике условия для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольника через грамотное построение педагогического процесса в детском саду. Именно поэтому в детском саду идет восстановление утраченных связей между поколениями, идет формирование у детей чувства исторической сопричастности к своему роду. Чтобы дети знали свою историю, почитали наши праздники, знали обычаи и традиции своих предков, я в воспитательном процессе в детском саду практикую играть в игры, в которые играли прежние казаки и празднование старых русских праздников в казачьем духе. Так же проводятся занятия, призванные воспитывать патриотизм.
Источник
: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» М. Маханева.
«Моя Россия!Патриотическое воспитание», Г. Александрова
«Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников» Н. Леонова,Н. Неточаева.