Ольга Афанасьева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи для детей с ЗПР на тему «Транспорт»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: уточнить и закрепить знания детей о транспорте, его видах по способу передвижения и назначению, профессиях людей, которые работают на транспорте; упражнять образовывать сложные слова, относительные прилагательные, объяснить значение многозначных слов; развивать словесно – логическое мышление, зрительное восприятие.
Оборудование: демонстративные картинки транспорта; игрушка автобус; картинки на многозначные слова; детали транспорта;пунктирные картинки транспорта.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Сядет тот, кто отгадает загадки.
Летит, как стрела,
Жужжит, как пчела. (Самолет)
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи для детей с ЗПР на тему „Транспорт“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Занятия по развитию речи
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
Братцы в гости снарядились,
Друг за другом уцепились
И, помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок. (Поезд)
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька. (Автомобиль)
Маленькие домики
По городу бегут,
Мальчиков и девочек
Домики везут. (Автобусы)
Мчится дом по мостовой —
Две руки над головой. (Троллейбус)
Спозаранку за окошком
Стук и звон, и кутерьма,
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома. (Трамвай)
Держусь я только на ходу,
А если стану — упаду. (Велосипед)
- Как одним словом назвать все эти предметы? Почему называется транспорт?
2. Тема занятия.
- Жил был игрушечный автобус. (Игрушка) Он сегодня у нас в гостях. Хочет поделиться своей мечтой: вырасти и стать взрослым, настоящим транспортом и служить людям. Переживает, получится ли у него стать настоящим транспортом. Давайте ему поможем, и все про транспорт расскажем.
- Ребята, знаете ли вы, на чем ваши родители добираются на работу? (Ответы детей, показ картинок.)
Какой еще вы знаете транспорт? Скажите, какой транспорт ездит по земле? (Наземный.) Назовите, какой здесь наземный транспорт.
А какой транспорт передвигается по воде? (Водный.) Назовите картинки.
Какой транспорт летает по воздуху? (Воздушный.) Назовите картинки.
Какой транспорт ездит под землей? (Подземный.)
Какой транспорт ездит по железной дороге? (Железнодорожный.)
- Еще транспорт различается по тому, для чего он служит.
Какой транспорт перевозит грузы? (Грузовой.) Назовите машины, перевозящие грузы. (Грузовик, тягач, лесовоз, самосвал.)
Как называются люди, которые ездят на транспорте? (Пассажиры). Какой транспорт переводит людей? (Пассажирский).
Как называется транспорт для разных служб? (Служебный). Назовите этот транспорт? (Скорая помощь, пожарная машина, поливочная машина, милиция, техпомощь).
- Ни один вид транспорта без человека не приходит в движение. Вы знаете, кто водит автобусы? (Шофер, водитель.) Кто ездит на велосипеде? (Велосипедист.) А на мотоцикле? (Мотоциклист.) Кто управляет поездом? (Машинист.) А трамваем? (Вагоновожатый.) Кто управляет пароходом? (Капитан.) А самолетом? (Пилот). А космическим кораблем? (Космонавт.)
- Знаете ли вы, как называется место, от которого отправляются поезда? (Железнодорожный вокзал.) Откуда вылетают самолеты? (Из аэровокзала, из аэропорта.) Откуда отправляются автобусы? (Из автовокзала.) А откуда отплывают корабли? (Из речного вокзала и морского порта.) Если у поезда возникла поломка, где ее можно исправить? (В депо.)
Вы гуляли когда-нибудь с родителями в парке? У автобусов, трамваев, троллейбусов, такси тоже есть парки. Как называется парк для автобусов? (Автобусный.) Трамваев? Автомобилей? (Ответы детей.) Где ремонтируют все эти машины? (В мастерских.) Есть ли такой парк у самолетов и как он называется? (Аэропорт.) Где ремонтируют самолеты? (В ангарах.) Знаете ли вы, где стоят корабли? (В порту.) Где их ремонтируют? (В доках.)
3. Динамическая пауза. Речь с движениями.
- Игрушечный автобус предлагает с ним покататься.
Мы ехали, ехали, к речке подъехали,
Мост переехали, к горке подъехали,
На горку въехали, с горки съехали,
Дальше поехали, и домой приехали.
+ Игра с мячом «Назови одним словом»
Если у мотоцикла два колеса, он какой?.
Если у велосипеда три колеса, он какой?.
Если у машины четыре колеса, она какая?.
Если у лодки четыре весла, она какая?.
Если транспорт сам летит, то это что?. (самолет)
Если транспорт возит молоко, то это что?. (молоковоз)
Если транспорт возит бензин, то это что?. (бензовоз)
Если транспорт сам сваливает груз, то это что?. (самосвал)
Если транспорт едет по железной дороге, то он какой?.
4. Продолжение ознакомления по теме.
-Игрушечный автобус не знает, все ли части у него есть?
выберите подходящие детали.
-Из каких основных частей (деталей) состоит автомобиль? (Колёса, кузов, кабина, двери, сидения, руль, стекло, фары, мотор.) А что еще есть у трамвая? (Рельсы, провода, вагон.) А у троллейбуса? («Рожки»). А у метро? (Эскалатор, платформа, электропоезд).
-Из каких основных частей состоит корабль? (Трап, палуба, нос, каюта, якорь, каюты.) Почему корабли называют пароход, теплоход, атомоход?». (У них разные виды двигателей.)
Из каких основных частей состоит самолет?» (Крылья, штурвал, кабина пилота, хвост, шасси, винт, салон, иллюминатор, мотор, корпус.)
- Автобус говорит, что такие названия деталей слышал у других предметов. (Логопед показывает картинки слов с многозначностью: хвост, крыло, нос.) Чем отличаются это слова?
- Выдают машине этой
Вафли, пряники, конфеты,
Без халвы и шоколада
Не уйдет она со склада —
Все доставит в магазин. —
А сама что ест? — (Бензин.)
Что это за машина? (Продуктовая.) А какие еще наземные машины специального назначения вы знаете и для чего они предназначены? («Скорая помощь», пожарная, поливочная машина, бензовоз, снегоуборочная, подъемный кран.)
5. Индивидуальная работа по закреплению. (Пунктирное изображение транспорта.)
-Ребята, игрушечный автобус говорит вам большое спасибо, теперь он знает, что такое настоящий транспорт. И дарит вам портреты своих друзей. Далеко-далеко от нас находится остров приключений. Переверните картинки и догадайтесь, на чем вы можете туда добраться, и какое приключение может вас там ожидать. (Дети угадывают транспорт, обводят по пунктиру, придумывают несколько фраз о приключении).
6. Итог.
- О чем сегодня говорили? Кто был у нас в гостях?