Елена Понкратенко
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе (ЗПР) на тему «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
Расширять и закреплять представления детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать учить составлять небольшой рассказ по серии картин.
Коррекционно-развивающие:
Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.
Развивать внимание, память, общую моторику, координацию.
Воспитательные:
Воспитывать бережное к природе, и в частности, к насекомым.
Ход занятия:
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- ЗПР, задержка психического развития. Конспекты
- ЗПР. Задержка психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- ОВЗ. Конспекты коррекционных занятий
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2024
1. Организационный момент. Координационная разминка.
Педагог:
- Сегодня мы с вами отправимся в маленькое путешествие. Подготовимся к нему:
«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки, через ветви пенечки.
Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»
2. Игровая мотивация.
Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на котором одни цветы и письмо. Педагог обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. Там лежит письмо, из которого дети узнают, что злой паук заколдовал насекомых и спасти их можно, если выполним все задания паука.
Педагог:
- Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно? Читает письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, злой паук заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста.
3. Введение в тему.
Педагог:
- Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы помочь? Педагог:
читает текст:
Однажды над насекомыми
Пронёсся злой паук
На полянке разноцветной
Он всех заколдовал.
Чтоб бабочки порхали,
Трудился муравей. И осы чтоб жужжали,
Ты помоги скорей.
Возьми с собой ты знанья,
И доброту возьми,
И этим шестиногим
Малышкам помоги!
Педагог:
- А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебная цветок, который поможет нам. Педагог берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми:
- Закройте все глаза и повторяйте за мной:
- Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати! Вот мы с вами превратились в насекомых и полетим мы с вами на лесную полянку.
А вот и первое задание от паука: «Нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки».
4. Загадки. Беседа по теме.
Педагог читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на фланелеграф.
У неё четыре крыла
Тело тонкое, словно стрела
И большие – большие глаза
Назовите её (Стрекоза)
Побежали по дорожке
Чьи – то маленькие ножки
А на ножках, посмотри
Груза больше раза в три!
И почти не вижу я
Под поклажей… (муравья)
Пёстрый листочек присел на цветочек
Посидел – посидел и вдаль полетел (Бабочка)
Модница крылатая,
Платье полосатое,
Ростом – просто кроха,
А укусит – будет плохо (Пчела)
Красненькие крылышки,
Чёрные горошки
Кто это гуляет по моей ладошке? (Божья коровка)
- Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?
- Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)
- А паук – это насекомое?
- Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)
- Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)
- Назовите полезных насекомых. (бабочка, пчела, муравей.)
- Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)
- Назовите вредных насекомых. (Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.)
- Молодцы все загадки отгадали, и мы спасли стрекозу и пчелу, но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше.
5. Физминутка «Сороконожка»
1. Шла сороконожка
(дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
По сухой дорожке.
2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!
(дети останавливаются и приседают.)
- Ой, промокнут сорок лап!
3. Насморк мне не нужен
(дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи,
Обойду я лужи!
4. Грязи в дом не принесу
(дети останавливаются, трясут одной ногой,
Каждой лапкой потрясу!
(трясут другой ногой).
5. И потопаю потом
(дети топают ногами)
- Ой, какой от лапок гром!
Педагог:
- Пойдем дальше, еще другие насекомые ждут нашей помощи.
6. Игра «Четвёртый лишний» (с прищепками)
На столе карточки (круги) разделённые на 4 части, одна часть лишняя.
- Дети, подойдите к столу, рассмотрите карточки, выберите лишний предмет и обозначьте его прищепкой.
7. Игра «Закрой бабочку» (С использованием цветных прозрачных фишек)
- Дети, скажите, что изображено у вас на картинке? (Бабочки).
- Какого цвета ваши бабочки? (Красная, синяя, зелёная, жёлтая).
- Выберите по такому же цвету фишки и наложите их на бабочку.
8. Игра с мячом «Повтори, не ошибись»
Бабочка – стрекоза – муравей
Кузнечик – муха –комар
Жук- муравей – гусеница
Божья коровка – муха – жук
Комар – бабочка –жук – муравей
9. Пальчиковая гимнастика.
Дружно пальчики считаем-
Насекомых называем
(сжимают и разжимают пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом
(поочередно сгибают пальцы в кулачок начиная с большого)
Это кто же здесь звенит?
Ой сюда комар летит (вращают мизинцем)
Прячьтесь! (прячут руки за спину)
10. Дидактическая игра «Что сначала, что потом».
- Что сначала откладывает бабочка? Ответы детей:
- Бабочка откладывает яйца.
- Кто появляется из яйца? Ответы детей:
- Из яйца появляется гусеница.
- Что делает гусеница? Ответы детей:
- Она питается листьями и растет.
- В кого она превращается? Ответы детей:
- Гусеница превращается в куколку.
- Кто выходит из куколки? Ответы детей:
Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.
- Предлагаю вам рассказать, как гусеница превращается в бабочку сначала в стихотворении с движением, а потом по картинкам.
11. Рассказы детей по цепочке
Бабочка отложила яички на цветке.
Потом появилась гусеница.
Гусеница питалась листьями и росла.
Потом гусеница превратилась в куколку.
Вот из куколки появляется бабочка. У неё мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.
12. Итог занятия.
Педагог: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке.
(Дети берут насекомых-игрушки и размещают их на полянке возле цветов.)
Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. Педагог берет волшебный цветок и произносит слова: Закройте глаза и повторяйте за мной:
- Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!
- Вам понравилось быть насекомыми?
- А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему?
- Какая игра вам больше всего понравилась?
- Вы все сегодня были молодцы!