Альбина Тарасова
Ознакомление с художественной литературой. Чтение рассказа В. Ю. Драгунского «Друг детства»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности
Тема: Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства»
Цель: Показать нравственно – духовное значение дружбы в человеческих взаимоотношениях: способствовать развитию конструктивного взаимодействия, повышению уверенности в себе.
Задачи:
Обучающие:
- учить анализировать произведение;
- совершенствовать связную речь.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к книгам, художественным произведениям;
Публикация «Ознакомление с художественной литературой, Чтение рассказа В, Ю, Драгунского „Друг детства“» размещена в разделах
- Драгунский В.
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
- усвоение норм и ценностей принятых в обществе; формирование понятий «дружба», «друг».
Развивающие:
- способствовать развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
Интеграция образовательных областей:
- Социально-личностное
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно - эстетическое
Предварительная работа: Знакомство с творчеством В. И. Драгунского.
Ход образовательной деятельности:
Ребята, давайте поприветствуем друг друга добрыми словами. Мы будем здороваться, называя друг друга ласково «солнышко», соединяясь ладошками с соседом справа. Давайте я начну: здравствуй солнышко! (воспитатель дотрагивается до ладоней ребенка, стоящего справа). Дети (продолжают здороваться друг с другом).
У каждого из вас дома есть много игрушек, но среди всех есть игрушка, которую вы любите больше других. И сейчас каждый из вас назовет свою любимую игрушку, но сначала отгадайте загадку:
Не люблю лежать на месте
И пускаюсь часто вскачь
С детворой веселой вместе…
Ты узнал меня – я …. (мяч).
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Волшебный мячик». Я беру мячик и передаю его тому, кто стоит рядом со мной (Тане). Таня берет мячик в руки и говорит рядом стоящему ребенку, какая у нее самая любимая игрушка и почему, и одновременно отдает мячик и т. д. по кругу. Игра заканчивается, когда мячик снова попадет мне в руки.
Проведение игры.
Педагог. Я поняла, что почти у всех вас есть любимая игрушка.
Ребята, а вы знаете, что игрушки появились очень давно. Но они не всегда были такие как сегодня. Долгий путь проделала игрушка к вам, пока стала вот такой, красивой, яркой. В старину изготавливали игрушки из любых подручных материалов. Сначала из кости, дерева, глины и растений, позже из тряпочек, стекла и уже значительно позже в ход пошла резина, пластик и другие материалы.
Педагог обращает внимание ребят на иллюстрации, где изображены игрушки из различных материалов.
Раньше к игрушкам относились очень уважительно. Их никогда не оставляли как попало, а хранили в специальных корзинах или сундуках.
А где у вас хранятся игрушки? (ответы детей)
Что надо делать, что бы игрушки всегда были красивые? (ответы детей.)
Можно ли рвать и ломать игрушки? (ответы детей.)
Сегодня мы с вами познакомимся с писателем Виктором Юзефовичем Драгунским (показать портрет писателя).
Этот автор писал рассказы о детях, для детей. Сегодня мы с вами прочтем его рассказ «Друг детства».
Чтение рассказа.
Беседа по содержанию.
Воспитатель: Ребята, так кто же такой «друг детства»?
Дети: Так говорят о человеке, с которым дружил в детстве, с кем связаны добрые воспоминания
Воспитатель: О ком этот рассказ?
Дети: о мальчике Дениске
Воспитатель: Понравился вам Дениска?
Дети: да
Воспитатель: Какой он?
Дети: мечтательный, любознательный, знает много профессий.
Воспитатель: Кем в детстве мечтал стать Дениска?
Дети: капитаном дальнего плавания, путешественником, астрономом, машинистом метро, боксером.
Воспитатель: Почему у него так часто менялось мнение?
Дети: Был маленький, и его привлекали разные профессии.
Воспитатель: как отнёсся к просьбе сына папа? Почему так?
(Выслушиваются разные ответы детей). Что почувствовал мальчик?
Дети: Обиду.
Воспитатель: А что предложила мама?
Дети: Использовать вместо груши старую игрушку
Воспитатель: Какое чувство он испытал, когда увидел своего игрушечного Мишку?
Дети: он вспомнил как сам был маленьким
Воспитатель: Почему же он не стал тренировать свой удар о Мишку?
Дети: Дениска не захотел обидеть Мишку, потому что он раньше с ним дружил.
Воспитатель: Вспомните главные слова, которые передают чувства Дениски в этот момент?
Дети: «. и я любил его тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал.»
Воспитатель: Почему Дениска назвал своего Мишку «самым лучшим другом детства», «настоящим другом»?
Дети: потому что Мишка всегда с Дениской играл, слушал его сказки, спал с ним, Дениске было с ним интересно.
Воспитатель: Почему Дениска чуть не заплакал?
Дети: Ему стало стыдно за себя, ведь он хотел бить своего «самого лучшего друга, настоящего друга детства».
Воспитатель:Но почему, же Дениска отказался от своей мечты? Чем закончился рассказ?
Дети: Мальчик решил, что он не будет боксёром.
Воспитатель: Какой поступок совершил мальчик?
Дети: Правильный, мудрый, верный, хороший.
Воспитатель: Каким человеком оказался мальчик?
Дети: Добрым, отзывчивым, милосердным, великодушным, с золотым сердцем, никогда никого не обидит, никого не предаст.
Нельзя предавать своих друзей, даже, если они игрушечные.
Нельзя предать свою детскую любовь.
Воспитатель: Что помог тебе понять автор рассказа?
Дети: автор помог понять, что друзей предавать нельзя.
Физкультминутка
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Воспитатель: ребята, послушайте народную пословицу
НЕТ ДРУГА — ИЩИ, А НАЙДЕШЬ — БЕРЕГИ
Поговорим о друзьях и дружбе.
Я уверена, что у каждого из вас есть хороший, верный друг или даже много друзей. Без друзей жить нельзя!
Расскажите о своем лучшем друге. Как его зовут? Сколько ему лет?
Какие качества характера привлекают вас в нем?
Много ли у вас друзей?
Вы назвали такие черты характера, как доброта, щедрость, ум, трудолюбие, смелость, отзывчивость. Это и вправду замечательные свойства человеческой души!
Многие из вас знают веселую песенку о дружбе. Давайте мы сейчас её послушаем, и будем подпевать все вместе. (звучит песня В. Шаинского «Улыбка»)
В этой песне есть замечательные слова:
С голубого ручейка начинается река. Ну а дружба начинается с улыбки.
В самом деле, добрая открытая улыбка всегда привлекает сердца людей.
Почему, как вы думаете?
Верно! Потому что улыбающийся человек настроен доброжелательно. Слово «доброжелательность» состоит из двух частей — «добро» и «желать». Значит, доброжелательный человек — тот, кто желает вам добра.
Вы тоже улыбнитесь ему в ответ. Ведь улыбка — начало дружбы.
Чтобы иметь хороших верных друзей, нужно уметь дружить.
В чем же заключается умение дружить?
Прежде всего в том, чтобы поступать с людьми так, как бы хотели, чтобы они поступали с вами. Если вы хотите, чтобы вам улыбались, — улыбайтесь сами, проявляйте внимание к людям, будьте добры и отзывчивы.
Воспитатель: – Дружбой нужно дорожить. Настоящий друг не оставит в беде, поддержит добрым словом, утешит.
Воспитатель: Ребята, так о чем мы с вами говорили? Правильно, о дружбе, о друзьях. Всем нам нужна дружба. Без друга очень трудно. Друзей нужно беречь.
Все вы у меня сегодня были молодцы. Особенно мне понравились ваши рассказы о друге.