Ольга Вишнивецкая
Проект по опытно-экспериментальной деятельности для детей 3–4 лет «Волшебница водица»
▼ Скачать
«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают
способность сами ставить вопросы и получать на них ответы,
оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне
в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»
К. Е. Тимирязев.
Актуальность проекта:
Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Практические действия, осуществляемые ребенком, выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Публикация «Проект по опытно-экспериментальной деятельности для детей 3–4 лет „Волшебница водица“» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Вода. Проекты
- Младшая группа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
В нашем случае – это ВОДА. Свойства воды в различных агрегатных состояниях (вода, снег, лед) – объекты, окружающие детей, но мало ими изученные, представляют большое поле для проведения элементарных опытов, позволяющих расширить и углубить познавательную сферу детей.
Цель проекта:
Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления и экспериментальной деятельности с водой (свойства льда)
Задачи проекта:
1. Развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов.
2. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки явлений природы.
3. Выявление свойств воды.
4. Выявить что лед – твердый, прозрачный, хрупкий, скользкий, тает, состоит из воды.
5. Познакомить с процессом растворения краски в воде (замораживание и получение цветного льда).
Методы проекта:
Рассматривание иллюстраций.
Чтение художественной литературы.
Исследования, эксперименты с водой.
Игры.
Беседы.
Познавательные занятия.
Совместная и самостоятельная деятельность детей.
Наблюдения.
Творческая деятельность – рисование, аппликация.
Предполагаемый конечный результат:
Расширить и углубить знания и представления ребенка о свойстве льда, как об одном из свойств воды.
Подготовительный этап проекта:
• Подобрать методическую, детскую литературу по теме проекта
• Разработать примерную тематику опытов с водой, льдом, снегом в холодный период года
• Разработка проекта «Волшебница-вода»
• Планирование деятельности и желаемого результата:
• Занятия познавательного характера
• Наблюдения в природе – на прогулках
• Познавательно-исследовательская деятельность в рамках занятий
• Экспериментальная деятельность совместно с воспитателем и в свободной деятельности детей.
Содержание проекта:
• Провести с детьми эксперименты с водой, снегом, льдом и обсудить наблюдаемые явления.
• Использовать литературные произведения по теме проекта.
• Привлечь родителей к проведению опытов с водой, снегом, льдом.
Реализация проекта:
Детское экспериментирование.
- «Вода может превращаться в лёд»
- «Тающая сосулька»
- «В замёршей воде видны предметы»
- «Заморозим воду в разных формах»
- «Где вода может замёрзнуть»
- «Чудесное превращение воды»
- «При замерзании вода сохраняет форму сосуда»
Играем в игры, отгадываем загадки, читаем стихи.
Игры –«Заморожу», «Два Мороза», «Кто дальше», «Снежки», «Как на
тоненький ледок» - хоровод.
Загадки –
Прозрачный, как стекло
Да не вставишь в окно. (Лёд)
Без рук, без ног
А рисовать умеет. (Мороз).
И не снег и не лёд,
А серебром деревья уберёт. (Иней).
Стихи –
«Идёт – Волшебница – Зима!»
«Зимнее утро!»
А. С. Пушкин
Сказки-
«Морозко»
«Снежная королева» Х. К. Андерсен
Участие родителей в реализации проекта:
• Проведение вместе с детьми экспериментов со снегом, льдом, водой в домашних условиях и распространение своего опыта среди родителей.
Итоговое занятие
Тема: «Украшение для Зимы»
Цель: Формирование представления детей о свойствах льда (холодный, прозрачный, хрупкий, скользкий, гладкий, тает). Формирование представления детей о правилах поведения на открытых водоемах в зимний период времени. Задачи: Развивать мелкую моторику рук, речевое дыхание, речь, мышление, память, воображение. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, желание помогать.
Методы и приемы: Рассматривание иллюстраций.
Чтение художественной литературы. Наблюдения.
Оборудование: елки, мостик, голубая ткань, вата, стаканы с водой,, кусочки льда, формы для льда, краски.
Воспитатель с детьми входит в зал.
Орг. момент:
-День настал. Я улыбнусь вам, вы улыбнетесь мне, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям и подумайте, как хорошо, что мы вместе. Вдохните в себя вчерашние обиды и выдохните доброту, уважение и любовь к друг другу.
Ход занятия:
Входит Зима.
-Ребята, смотрите кто это? (Зима) Ой, как интересно! А зачем же она пришла к нам в гости, давайте у нее спросим? Здравствуй, Зима. Расскажи нам, для чего ты пришла к нам в гости?
Зима: -Здравствуйте, ребятки, я пришла к вам за помощью. У меня были прекрасные ледяные бусы, но гуляя по волшебному лесу, я потеряла их, помогите мне, пожалуйста, найти бусы, ведь я их так люблю.
Воспитатель: -Не расстраивайся Зима, мы тебе поможем. Правда, ребятки (да) Тогда не будем ждать и отправимся в волшебный лес.
Воспитатель с детьми идут по залу и останавливаются около реки.
-Ой, что это? (река) И, правда, река. А что же с ней случилось? (замерзла, покрылась льдом) Давайте ее перейдем? (нельзя) Почему, ребята? (ответы) Молодцы, а вот и мостик, давайте, перейдем по нему.
Воспитатель с детьми переходят реку по мосту. Воспитатель обращает внимание детей на льдинку, лежащую у моста.
Воспитатель: -Смотрите, кажется, мы нашли ледяную бусинку.
-Что- то дети я замерзла, а вы? Давайте споем песенку, потанцуем и согреемся.
Здоровьесберег. Физминутка:
Песня «А мы не боимся, а мы веселимся!»
Воспитатель: -Вот мы и согрелись.
-Ребята, мы оказались в волшебном лесу.
Стоят елочки (все кроме одной укрыты ватой) .
Воспитатель обращает внимание детей на елочку
-Смотрите, какая красивая елочка. Но почему она вся дрожит? (замерзла) Давайте ее укроем снежком, чтобы она согрелась? (да)
Воспитатель раздает детям кусочки ваты. Дети кладут кусочки ваты на ладонь и дуют на них.
-Молодцы, ребятки. Наша елочка согрелась и перестала дрожать.
В лесу стоит домик. Воспитатель обращает внимание детей на него.
-Смотрите, какой красивый домик. Но, что это за домик?
-Ребята, так это же настоящая лесная лаборатория. Может мы найдем здесь другие льдинки, а то наша заскучала.
Воспитатель показывает детям пустые руки
-Ой, а где же наша льдинка (Растаяла) А почему? (Лед холодный, рука теплая)
-Правильно. А давайте пройдем в лабораторию и узнаем как можно больше про лед.
Еще у меня есть очень красивый листочек. Посмотрите на этот листочек через льдинку.
Воспитатель берет в руки лист красного картона, сверху на него кладет кусочек льда.
-Угадайте, какого он цвета? (Красный) Молодцы, что мы можем сказать про свойство льда, если мы увидели сквозь него цвет листа картона? (лед прозрачный) Правильно, ребятки. А какой еще лед? (хрупкий) Давайте проверим (воспитатель роняет лед на пол).Что с ним произошло (разбился)
-Раз уж бусинка растаяла, а других мы не нашли, давайте сделаем Зиме новые цветные бусы? (да) Но как нам сделать прозрачный лед цветным? (ответы детей) Я вам раскрою один секрет. Лед – это замерзшая вода и если воду подкрасить и вынести на мороз лед станет цветным. Я дам вам очень красивые краски, скажите какого они цвета? (красный, зеленый, желтый)
Воспитатель берет краски, просит детей помочь раскрасить воду. На столы ставятся стаканчики с водой, дети выливают в них краску, размешивают. Воспитатель ставит на подносы формы для льда.
Ну вот, мы раскрасили воду теперь можно приступать к созданию бус. Нальем воду в наши формы. А для того чтобы у нас получились настоящие бусы мы соединим их красивой лентой.
Воспитатель разливает воду по формам.
Теперь я их вынесу на улицу. Сейчас зима и на улице как? (холодно) Правильно, на улице холодно и наша вода превратиться в лед
Работник лесной лаборатории выходит за дверь. Воспитатель возвращается с Зимой.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кого я встретила? (Зиму) Зимушка, мы приготовили тебе сюрприз, но для начала поиграй с нами.
Зима: Конечно, ребятки, я с вами поиграю.
Здоровьесберег. Физминутка:
Играет музыка, Зима играет с ребятами.
Белый снег пушистый (ходят)
В воздухе кружится (кружатся)
И на землю тихо (бег)
Падает, ложится (медленно садятся)
Воспитатель: Ну, вот мы с вами поиграли, пойду, посмотрю как там наш сюрприз.
Воспитатель выходит, возвращается с льдинками
Воспитатель: Посмотри, Зима, какие бусы мы тебе принесли, правда, они очень красивые?
Зима: Спасибо, ребятки, бусы очень красивые, лучше прежних. За ваши старания я подарю вам угощения. У меня есть волшебное покрывало, я накрою им эти замечательные бусы, и как только я произнесу волшебное заклинание, они превратятся в сладости.
Ветры, бури вы придите,
Бусы в сласти превратите.
Зима кладет на левую сторону подноса бусы (на правой под покрывалом лежит цветной мармелад) накрывает покрывалом, крутит поднос и раскрывает правую сторону покрывала с мармеладом и угощает детей.
Дети прощаются с Зимой.
Воспитатель: Вот наше путешествие и завершилось.
Итог:
-Где же мы с вами побывали? Что нового узнали?
Дети прощаются с гостями, говорят им до свидания, и вместе с воспитателем выходят из зала.