ГАЛИНА ШЕФАТОВА
Консультация по опытно-экспериментальной деятельности «Значение двигательно-оздоровительных моментов в развитии детей»
▼ Скачать + Заказать документы
На протяжении пяти лет осуществляю углублённую работу по использованию двигательно-оздоровительных моментов, через традиционные и нетрадиционные формы деятельности (игры, занятия, самотворчество) и направления (изучение психологии дошкольников).
Развитие у детей мелкой моторики, мышц лица и мимики. Психогимнастики, физминутки на всех занятиях и в повседневной жизни помогает быстрей формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить, развивать координацию движений рук, совершенствовать память, внимание, умение согласовать движение и речь, корректировать поведение детей.
Публикация «Консультация по опытно-экспериментальной деятельности „Значение двигательно-оздоровительных моментов в развитии детей“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребёнком изобразительных, музыкально-исполнительских, конструктивных и трудовых умений, овладение родным языком, развитие первоначальных навыков письма. Однако, этот развивающий потенциал может быть реализован лишь в том случае, если движения рук ребёнка будут носить осмысленный характер, а сами руки станут своеобразными орудиями детского воображения. По словам великого немецкого мыслителя И. Канта «рука является как бы вышедшим наружу головным мозгом».
Таким образом, эффективность двигательно-оздоровительных моментов способствует физическому и психическому развитию ребёнка.
Одним из таких моментов является развитие мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние не только на развитие речи, но и на совершенствование памяти, внимания, умения согласовывать движения и речь. Для этой цели я разобрала ряд игр-упражнений: «Утята», «Раз, два, три, четыре, пять, будем пальцы разминать», «Пароход», «Стул» и т. д. С большим интересом дети выполняют эти упражнения, если они сопровождаются словесным материалом разного жанра. Например: «Пароход плывёт по речке и пыхтит он, словно печка». Этот же приём использую при выкладывании фигурок из счётных палочек, спичек, семян. В процессе этих работ так же присутствует словесный материал.
Например: составить фигурку «Мельница» помогает стишок «Мельница крыльями машет вдали. Будет мука, чтоб пирог испекли». При использовании коротких стишков возникает не только зрительный образ предмета, но и слуховой.
Для повышения успешности в выполнении изобразительных действий использую такие нетрадиционные приё мы:
Дети встряхивают кистями рук
С усиленным напряжением давят на воображаемую стену
Разглаживают воображаемую поверхность
Рисуют ладошками прямоугольник или квадрат
Круговые движения по воображаемому стеклу
Встряхивание кистей, расслабление манипулирование кистями рук.
Использую мимические игры, как одно из эффективных средств развития мелких мышц лица.
Психогимнастические упражнения и игры призваны решать целый комплекс задач: развитие воображения, снятие интеллектуальной и эмоциональной напряжённости, воспитание способности к самопознанию.
Постоянно использую традиционные приёмы; физкультминутки, как на занятиях, так и вне занятий. Они являются переходным мостиком к следующей части занятия, помогают снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд, совершенствовать общую моторику, выработать чёткие координированные действия во взаимосвязи с речью.
Каждую среду во II половине дня провожу логоритмику. Движение в сочетании со словом и музыкой представляют собой целостный воспитательно-коррекционный процесс. На детей благотворно влияет темп, ритм, динамика музыки и слова.
Немаловажно и развитие правильного дыхания, так как оно способствует правильной, плавной речи, расслабляет мускулатуру дыхательных органов. Пособия для таких упражнений часто изготавливаем вместе с детьми, а иногда дети сами находят материал, что способствует развитию самотворчества. .
Для снятия усталости, повышения жизненного тонуса, использую массаж мелкой мускулатуры рук.
Все эти двигательно-оздоровительные моменты провожу не только в свободное время, но и использую как часть занятия. Так, например, проводя занятия по ознакомлению с окружающим «Музей часов», упражнение «Раз, два, три, превращаюсь я в часы» позволяю снять усталость, вызвать интерес и лучше усвоить полученные знания. А на занятии по математике «Страна математических загадок» для преодоления препятствий дети выполняют ряд аутотренинговых упражнений, сопровождая их словами «Я всё могу, я сильный, ловкий, мои ноги выдержат испытания, я справлюсь с решением поставленных задач».
Имея навыки, и хорошо понимая пользу таких упражнений, дети охотно применяют их в играх. Играя в сюжетно-ролевую игру «Больница», ребёнок со своей куклой обратился за помощью к «врачу» и «врач» посоветовал не лекарственные препараты, а дыхательную гимнастику и массаж.
Чтобы дети свободно пользовались полученными навыками, в группе создана развивающая среда. В доступном месте организован уголок, где подобран материал для развития двигательно-оздоровительных навыков. Также есть физкультурный, театрализованный, музыкальный уголки.
Осуществляя задачи группы по двигательно-оздоровительной работе, идёт тесное сотрудничество логопеда, воспитателя, психолога, врача, родителей. Выявить уровень развития ребёнка и правильно построить свою работу помогает обследование, которое я провожу в начале и в конце года.
Все занятия ориентированы на психическую защищённость ребёнка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Контроль за психическим развитием ребёнка в целях современного обнаружения осуществляет психолог. Психолог в своей работе использует тесты для определения динамики ребёнка. На основе тестирования составляется индивидуальная программа коррекционно-педагогической работы с ребёнком.
Приводя детей в детский сад, родители, к сожалению, полностью возлагают ответственность за развитие ребёнка на воспитателя, педагога, муз. работника. Поэтому нашей задачей было показать родителям необходимость их участия в работе по коррекции психики ребёнка. Для этого используем разнообразные формы работы с родителями: родительские собрания, открытые мероприятия (занятия с участием родителей, совместная игровая, трудовая, художественная деятельность, консультации, наглядная педагогическая пропаганда, индивидуальные беседы, ознакомление с динамикой всестороннего развития ребёнка. Эта работа убеждает родителей в том, что их участие играет большую роль в подготовке ребёнка к школе.
На основе проделанной работы убедилась, что существует определенная закономерность: если развитие пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Поэтому в моей работе по обучению и воспитанию детей эффективными являются воспитательно-коррекционные мероприятия. Проделанный опыт работы доказал, что двигательно-оздоровительные моменты способствуют интеллектуальному развитию ребёнка.