Юлия Чудайкина
Ознакомление детей дошкольного возраста с трудом железнодорожников как основополагающий фактор профориентации
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это благоприятный период развития ребенка для формирования интереса к различным по своему характеру профессиям, положительного отношения к людям труда.
Одной из главных задач трудового воспитания детей дошкольного возраста является ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к труду других людей. Ранняя профориентация в нашем детском саду носит преимущественно информационный характер. Это первичное общее знакомство маленьких детей с миром профессий, которое также не исключает совместного обсуждения мечты ребёнка о будущей профессии. С этой целью в группе создана предметно-развивающая среда с учётом профессиональной ориентации на профессии, связанные с деятельностью по функционированию и обслуживанию железной дороги, оформлен уголок юного железнодорожника и уголок по истории развития железнодорожного транспорта.
Публикация «Ознакомление детей дошкольного возраста с трудом железнодорожников как основополагающий фактор профориентации» размещена в разделах
- Железная дорога, поезд
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Игровое пространство группы спроектировано в соответствии с требованиями к организации ранней профориентации в дошкольном учреждении. В младших группах детского сада, дети учатся обращаться с простейшими инструментами, изучают свойства простейших материалов, приобретают навыки самообслуживания. Имея перед собой пример своих родителей, дети стремятся быть трудолюбивыми. Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с особенностями железной дорогой и трудом работников железнодорожного транспорта мы осуществляем на основе перспективного плана по железнодорожной тематике. Он включает в себя несколько направлений организованной образовательной деятельности:
- оснащение сюжетно-ролевых игр детской железнодорожной формой, атрибутами;
- оформление альбомов «Железнодорожная семья», «История железнодорожного транспорта», «Современная железная дорога»;
- пополнение группового книжного уголка дидактическим материалом по железнодорожной тематике : «Моя железная дорога», «Железная дорога от А до Я», «Железнодорожный транспорт», «История железнодорожного транспорта», «Паровоз из Ромашково»;
- создание дидактических игр по ознакомлению детей с профессиями железнодорожников, таких как: «Семафор», «Железнодорожный переезд», «Паровозы и машины», «Угадай профессию», «Кто лишний», «Кому, что нужно для работы», «Какой вагон следующий?», «Едем, едем…», «Разноцветные вагончики».
Проведение систематических, планомерных познавательных занятий в игровой форме: «Весёлый поезд», «Что такое железная дорога», «Наш друг – семафор» в полной мере способствует обогащению специального содержания сюжетно-ролевых игр, в которые очень любят играть наши дети - «В поезде», «Машинист электровоза», «Железная дорога», «Проводник поезда», «Локомотивное депо», «На вокзале»; «Профессия – машинист», «Работа моих родителей», «Поездка». После окончания игры дети рисуют и лепят железную дорогу, поезд с разноцветными вагончиками.
А руководитель по музыкальному воспитанию организует на творческих занятиях прослушивание и разучивание музыкальных композиций: «Голубой вагон», «Песенка паровоза», что в полной мере способствует повышению эффективности проведения детских праздников таких как: «День железнодорожника», «День машиниста», «День путейца», «Мы едем, едем, едем…», «Путешествие с волшебным паровозиком».
Встречи с интересными людьми – родителями-железнодорожниками – машинистом, проводницей, диспетчером, путейцем; встречи с ветеранами – железнодорожниками проходят во время экскурсий: «Экскурсия в Дом культуры Железнодорожников», «Экскурсия в железнодорожный краеведческий музей». После таких экскурсий приёмная всегда оформляется рисунками, коллажами, книжками-малышками, сделанными руками детей, их родителями и воспитателями в рамках тематической встречи.
Необходимо отметить тот факт, что важную роль в процессе ознакомления детей с трудом взрослых играет семья, сила примера родителей. Благоприятные условия по ознакомлению детей с трудом взрослых создаются в тех семьях, где родители успешно трудятся по своей специальности, любят свою профессию, рассказывают детям о своей работе. Бодрая трудовая атмосфера, личный пример взрослых – это для ребёнка очень важный стимул знакомства с особенностями труда взрослых. Чтение книг из серии «Сказки старого семафора», «Как человек поехал по железной дороге», «Большая энциклопедия транспорта для детей» позволяют детям составлять интересные рассказы о работе своих родителей, которые всегда сопровождаются просмотром видеофильмов, мультимедийных презентаций на тему: «Работа моего папы очень важная», «Работы всякие нужны».
В рамках осуществления преемственности работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с трудом взрослых, в работе с родителями используются различные консультации, беседы, анкетирование, выставки творчества детей и родителей : «Мама, папа, я – железнодорожная семья», использование нетрадиционных форм родительских собраний – «Круглый стол», «Форум», «Блиц-опрос», «Информационное агентство», «Деловая игра».
Таким образом, целенаправленная и систематическая работа в данном направлении позволяет с раннего возраста развивать у детей устойчивый интерес к железнодорожным профессиям, способствует развитию и расширению у детей кругозора, формирует положительное отношение к труду работников железнодорожного транспорта, что является основой, на последующей работы по профессиональному самоопределению в школе.
Список литературы:
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа. Конспекты занятий. - М. : УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2009. - 212 с. +16. цв. вклейка. - ISBN 978-5-98594-149-4.
2. Смыш В. П. Моя профессия - воспитатель детского сада: Кн. для воспитателя детского сада: Из опыта работы. - М. : Просвещение, 1989. - 64 с. - ISBN 5-09-001137-0.
3. Сташкова Т. Н. Организация работы педагогического коллектива дошкольного учреждения по ранней профориентации малышей на профессии железнодорожной магистрали. - 2010.- 27 января (Электронный ресурс). URL : http//portalus.ru( дата обращения: 20. 02. 2010).