Анна Хаматнурова
Выбор диагностических методик как основополагающий фактор повышения качества образования
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития уделяется чрезмерное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это связано с тем, что увеличивается количество детей с проблемами в развитии, а вопросы раннего выявления и коррекции недостатков развития остаются недостаточно разработанными.
Проблема качества образования на начальной ступени обучения в условиях введения ФГОС дошкольного образования тесно связана с выбором и разработкой диагностики уровня речевого развития дошкольника. Так как одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является то, что ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Публикация «Выбор диагностических методик как основополагающий фактор повышения качества образования» размещена в разделах
Важную роль в результативности обследования играет правильный выбор методики обследования, соответствующей возрасту и психофизическому развитию ребенка.
Понятие «диагностика» в переводе с греческого означает «познание, определение». Общее его значение сводится к следующему: диагностика – это теория и практика постановки диагноза.
Одной педагогической диагностики с ее методами (наблюдение, беседы, опрос, интервью, анализ продуктов деятельности, эксперимент, тесты, анкеты) – недостаточно, потому что она не дает полного представления об особенностях развития ребенка.
Диагностика, проводимая специалистом, необходима для того, чтобы своевременно оказать помощь в выборе для каждого ребенка с речевыми проблемами оптимальных, благоприятных условий для развития и успешной подготовки к школьному обучению. На основании заключения о речевом развитии, составляется индивидуальный план для работы с ребенком.
В специальных детских садах для обследования речи детей с задержкой психического развития применяется набор методик, разработанных для изучения детей с общим недоразвитием речи. В практике большое распространение получило проведение логопедического обследования детей с ЗПР по указанным методикам в упрощенной вопросно-ответной форме, без учета особенностей этих детей (специфики их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, несформированности регулирующей функции речи). В результате такой диагностики невозможно выявить реальные проблемы речевого развития ребенка с ЗПР и увидеть полную картину. Это часто приводит к ошибкам в оценке уровня речевого развития детей. Необъективные диагностические данные не могут служить материалом для выявления структуры речевого развития, определения прогноза, реальных потребностей ребенка, не могут быть использованы для изучения динамики, планирования и организации коррекционно-образовательной работы. Поэтому свой выбор мы остановили на «Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития» И. Д. Коненковой.
Разработка предлагаемых диагностических материалов осуществлялась с соблюдением основных диагностических принципов
- принцип системного изучения;
- принцип комплексного подхода;
- принцип динамического изучения,
- принцип качественно анализа результатов обследования.
- изучить медицинскую документацию
Так же необходимо уточнить сведения о его раннем речевом развитии и выяснить, замечает ли ребенок свой речевой дефект, как к нему относится, обращались ли родители раньше к логопеду и каков результат. Прежде чем проводить обследование ребенка, необходимо:
- собрать сведения о семье, речевой среде;
- проанализировать данные психолого-педагогического обследования.
Для оценки уровня речевого развития в диагностике разработана бальная система. Результаты выполнения заданий предлагается оценивать по 5-бальной системе. Каждое задание оценивается отдельно и может быть представлено графически, что позволяет исследованию выявить сильные и слабые стороны речевой деятельности ребенка, сравнить его результаты с результатами других детей.
Критерии оценки отражают правильность выполнения задания (принятие и понимание инструкции, принятие и использование помощи, возможность исправления ошибок).
Критериями оценки связной речи при пересказе текста повествовательного характера послужили: понимание текста (выделение действующих лиц, понимание фактов, событий, возможность адекватно оценить поступки персонажей) и успешность пересказа (последовательность и структурное оформление, полнота использования авторской лексики, соблюдение грамматических норм, самостоятельность, эмоциональное отношение к описываемым событиям).
Количественно-качественный анализ результатов обследования позволяет не только выяснить степень речевого нарушения у одного ребенка, но и определить типичные показатели для данной группы детей в целом. Использование предлагаемых материалов позволяет решить следующие вопросы:
- учесть особенности детей с задержкой психического развития;
- сделать вывод о степени сформированности всех сторон речи в количественном и качественном отношении (учет допущенных ошибок, сам процесс выполнения заданий и другие характеристики);
- выявить потенциальные возможности ребенка;
- спланировать коррекционно развивающую работу в соответствии с реальными потребностями ребенка;
- осуществить индивидуальный подход;
- при составлении результатов, полученных в разные периоды, выявить динамику и определить дальнейшие направления в работе;
- снизить влияние таких факторов, как недостаточная компетенция, предвзятость и другие индивидуальные особенности экспериментатора.
Таким образом, для постановки логопедического заключения, которое преимущественно ставится детям с задержкой психического развития - несформированность языковых и речевых средств, требуется тщательный комплексный подход к анализу не только речевого статуса ребенка, но и уточнения данных о его раннем развитии, анализа медицинской документации, тщательного исследования личности. Это позволит грамотно оценить его состояние, определить структуру дефекта, выбрать правильный образовательный маршрут, который в свою очередь повысит качество образования. Ценность индивидуального образовательного маршрута состоит в том, что он позволяет каждому, на основе оперативно регулируемой самооценки, активного стремления к совершенствованию обеспечить выявление и формирование творческой индивидуальности, формирование и развитие ценностных ориентаций, собственных взглядов и убеждений, неповторимой технологии деятельности, что соответствует целевым ориентирам ФГОС ДО.