Любовь Бахарева
Пальчиковые игры как основополагающий фактор речевого развития детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Публикация «Пальчиковые игры как основополагающий фактор речевого развития детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты слуховая память, внимание и связная речь. Гармонизация движений тела, мелкой моторики кистей рук и органов речи способствует формированию правильного произношения звуков, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз и снижает психологическое напряжение.
Развитый мозг и неразвитая рука вполне закономерное при современном образе жизни явление. Родители меньше говорят с детьми, так как очень заняты на работе, дети меньше говорят потому, что больше смотрят телевизор и слушают СД диски. Современные дети редко делают что-то своими руками, так как нано - технологичные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не совсем эффективно для развития мелкой моторики. Но это не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребёнка в их единстве и взаимосвязи. Эти игры очень эмоциональны и увлекательны, их можно проводить как в детском саду, так и дома. Пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира: предметы, животных, явления природы, людей и их деятельность. В ходе
пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями и концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Игры с пальчиками это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама берёт малыша на руки, поглаживает и щекочет его ладошку, то ребёнок получает множество необходимых впечатлений для его эмоционального и интеллектуального развития.
Пальчиковые игры, являются инсценировкой каких-либо рифмованных историй, стихов, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даё т детям возможность ориентироваться в таких понятиях как: вправо, влево, вверх, вниз. Эти игры очень важны и для развития творческих способностей дошкольников. Если ребёнок усвоит одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков, песенок, потешек и прибауток. Насколько ребёнку понравилась игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких детей важным является ласковое настроение и бережное прикосновение. Для детей 3-5 лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого.
Итак, пальчиковые игры являются важным средством укрепления здоровья, работоспособности и хорошего самочувствия ребёнка. Взаимодействие слова и движения доставляют детям радость, развивают слуховую память и речевую активность. Таким образом, пальчиковые игры являются основополагающим фактором развития речи детей младшего дошкольного возраста.