Людмила Яновна
Сообщение из опыта работы на тему: «Ознакомление детей дошкольного возраста с трудом взрослых»
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение из опыта работы на тему
Трудолюбие — одно из важнейших нравственных качеств личности. Смысл и содержание трудового воспитания состоят именно в том, чтобы вместе с привычкой трудиться прививать ребенку высоконравственные мотивы, побуждающие к труду. Макаренко А. С. в своей работе отмечал, что правильное воспитание это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. Основная образовательная программа ДОУ предусматривает формирование представлений детей о труде взрослых в процессе организованной образовательной деятельности, что в какой-то степени можно рассматривать как элемент формирования представлений о мире профессий. Она знакомит детей 5—8 года жизни с трудом людей ближайшего окружения и их профессиями (воспитателя, учителя, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, торговли, связи, людей творческих профессий, профессии связанные со спецификой родного города (поселка). Одна из главных задач трудового воспитания дошкольников – ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к нему. Начиная с детского сада, дети учатся обращаться с простейшими инструментами, изучают свойства различных материалов, приобретают навыки самообслуживания, следят за чистотой и порядком в группе, ухаживают за цветами, помогают накрывать на столы, убирать игрушки. Дома они помогают родителям, выполняя как постоянные, так и временные посильные поручения. Мы готовим своего ребенка к тому, чтобы он в свое время — каким далеким нам сейчас это время ни казалось бы — мог смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наш ребенок: - понимал, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд — это, по сути, основа жизни; - уважал всех, кто трудится, и ценил плоды их труда; - познакомился бы с тем, что могут представлять собой разные работы, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин и что получается в результате; - был готов трудиться сам — и потому, что это ему нравится, интересно, и потому, что это надо; - учился бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудился бы, принося пользу людям, и развивал бы свои трудовые способности.
Публикация «Сообщение из опыта работы на тему: „Ознакомление детей дошкольного возраста с трудом взрослых“» размещена в разделах
Знакомя с трудом взрослых, стараемся дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду.
Трудовое воспитание, основанное на использовании примера взрослых, не ведет к «перевзрослению» детей, перегрузке их непосильными делами и знаниями. Как по содержанию, так и по форме это воспитание учитывает особенности детей дошкольного возраста.
Поэтому понимая актуальность этой темы мы в своей работе используем различные формы: наблюдение, экскурсии, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, дидактические и сюжетно-ролевые игры, организация посильной помощи взрослым, организация совместного труда детей со взрослыми, партнерские взаимоотношения между ними, в течении которых педагоги уточняют, систематизируют и закрепляют знания детей по проблеме. Предложенный конспект организованной образовательной деятельности- одна из форм работы с детьми.
Конспект организованной образовательной деятельности
По хозяйственно- бытовому труду
«Мы посуду чисто мыли…»
Программные задачи: учить детей самостоятельно выполнять трудовые поручения, формировать умения трудиться сообща, воспитывать бережное отношение к результатам труда.
Материал: 2 нарисованные Федоры (радостная и грустная, таз с водой, губка, фартуки по количеству детей, полотенца по количеству детей.
Ход занятия:
(На мольберте нарисована Федора, вся грязная, не умытая.)
Воспитатель: Ой, ребята посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости?
(Федора)
Воспитатель: Почему Федора плачет? (она не убиралась, не мыла посуду и от нее вся посуда убежала)
Воспитатель:Вспомните, как посуда плакала? (было нам у бабы худо, не любила нас она, запылила, закоптила, загубила нас она)
Воспитатель: Потом же вернулись чашки и блюдца к Федоре. И какую песенку им спела Федора? (ой, вы бедные сиротки мои, утюги и сковородки мои; вы подите-ка, немытые домой, я водою вас умою ключевой, я почищу вас песочком, окачу вас кипяточком, и вы будете опять, словно солнышко сиять)
Воспитатель: Давайте с вами поможем Федоре помыть посуду. Я буду вам показывать, а вы мне будете помогать. Что сначала нужно сделать, перед тем как начать мыть посуду? (засучить рукава, надеть фартуки). Зачем надо это делать?
(Дети надевают фартуки и засучивают рукава).
(Воспитатель показывает как нужно мыть посуду. Комментирует свои действия)
Воспитатель: Беру грязные тарелки, опускаю их в воду, теперь я беру губку. Губкой я буду мыть тарелки и чашки, их надо мыть с одной и с другой стороны. Хорошо моем, что бы вся грязь смылась. Теперь беру полотенце и вытираю (воспитатель вытирает 2-3 тарелки). Посмотрите, у каждого из вас лежат полотенца, возьмите их, будете мне помогать!
(дети совместно с воспитателем моют и вытирают посуду)
Воспитатель: Посмотрите, какие у нас тарелки чистые, все сверкают. Ой, посмотрите, и Федора улыбается. Она говорит вам большое спасибо. Давайте расскажем ей как мы работали.
(подготовленный ребенок читает стихотворение)
Мы посуду чисто мыли
Вытирать не позабыли:
Чашки, блюдца в ряд стоят
И на солнышке блестят.
Сковородка и кастрюля
Тоже любят мыться:
Будем чистыми всегда,
Не хотим пылиться!
Литература:
1. Максимова И. В. Ознакомление дошкольников с трудом взрослых//Воспитатель, 2010, №1