Приложение МААМ

Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста

Ольга Клюева
Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Требования к речи педагога :

• правильность- соответствие речи языковым нормам. Соблюдать основные орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов. Но, к сожалению, очень часто встречаются такие ошибки: "Возьми со старшей группы” (здесь предлог "из” заменяется "со”). ""Не ложи сюда” (вместо "не клади”). "Я тебе сказала, а ты обратно не слушаешь”.

• точность- соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.

Публикация «Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

• логичность- выражение в смысловых связях компонентов речи и отношении между частями и компонентами мысли.

• чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики-одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Недопустимо использование в речи слов-паразитов, диалектных, и жаргонных слов.

• выразительность- владение педагогом различными средствами выразительности речи : интонация, темп речи, сила, высота голоса и др. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Выразительная речь педагога захватывает внимание ребенка, создает атмосферу эмоционального сопереживания. Монотонная, невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций, а вместе с этим и не повышает их речевой культуры. Во время обеда один педагог обращается к детям, которые медленно едят: "Ешь, ешь скорее, жуй, глотай, не смотри по сторонам”. И это сухое, монотонное обращение к детям повторяется много раз, дети не реагируют. В этой же группе другой совсем по-иному вызывает у детей положительное отношение к еде: "Какой сегодня вкусный суп! Посмотрите, какой красивый зелёный горошек, бери его скорей на ложку. Вот так. Вкусно” Ребёнок соглашается. Или: "Вероника у нас сегодня умница, научилась есть быстро и аккуратно”. "И я умею быстро”, — раздаются голоса детей. "Верно, Арсений, у тебя зубки острые, они умеют быстро жевать”, — подтверждает воспитательница. Дети улыбаются и быстро справляются с обедом.

• богатство- умение использовать в речи все языковые единицы. Богатый лексикон педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности образности речи.

• уместность- употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения, обладание педагогом чувства стиля. Речь педагога является образцом для формирования у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.)

- Сжатость речи, то есть отсутствие в ней лишних слов, ненужных повторений. Так, М. Горький писал: "Если пишешь многословно, - это значит, что сам плохо понимаешь, что говоришь". При разговоре с младшими детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста. Делая замечание, с малышами надо разговаривать более категорично, чем со старшими, так как дети этого возраста не могут осмыслить тех доводов, которые воспринимаются старшими детьми. "Юра, не пачкай скатерть, ешь ложкой, не лей воду на пол” и т. д., — говорит воспитатель младшим детям. Детей среднего и старшего возраста следует вести к самостоятельным выводам. Например: "Пачкать скатерть нельзя, это не аккуратно. На стирку скатерти затрачивается много труда. Надо беречь труд людей, которые стирают нам скатерти”.

- Живость речи, то есть отсутствие в ней шаблонов, ее выразительность, образность. Так, Л. Н. Толстой писал: "Язык должен быть живой". Живым язык делают красочные эпитеты,метафоры, сравнения,а также фразеологизмы,на которых мы остановимся подробнее. Фразеологизм — лексически устойчивое и целостное по своему значению словосочетание, готовая речевая единица Фразеологизмы придают речи эмоциональность, образность, лаконичность. Например, чтобы охарактеризовать времяпрепровождение человека, можно сказать: «Он привык бездельничать, праздно проводить время» и «Он привык бить баклуши». Сравним: в первом случае высказывание многословно, во втором — лаконично, эмоционально, прицельно точно. В разговорной речи мы часто употребляем такие выражения, как «огород городить», «как пить дать», «остаться с носом», «медвежья услуга», «держать камень за пазухой» и т. п. Подобные конструкции ярко выражают национальное своеобразие языка, обогащают речь, делают ее особенно выразительной, экспрессивной.

• умение не только говорить, но и слышать ребенка. Безусловно, знание педагогом ДОУ названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи - это залог успешности работы по речевому развитию детей.

Публикации по теме:

Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста Для того чтобы речь детей была не только правильной, точной, живой, выразительной, но дети чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться.

Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе развития связной речи Предлагаю фрагмент занятия, связанного с социально-бытовой ориентировкой и направленного на формирование коммуникативной функции речи. Для.

Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста» и использования технологии «мнемотехника» Эта технология.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста Подготовил: воспитатель Братчик Е. В. В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества – речью. Этот процесс не происходит.

Доклад «Игровая технология как фактор интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Игровая технология как фактор интеллектуального развития детей дошкольного возраста. слайд 2 «Без игры нет и не может быть полноценного умственного.

Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста по методике раннего развития Железновых Согласно ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания,.

Дидактические игры и упражнения как фактор развития математических представлений у детей дошкольного возраста Шигабутдинова Татьяна Николаевна. Специальность - воспитатель Стаж педагогической работы - 27 лет Дата начала работы над темой - 1.09.2014.

Система развития речи детей дошкольного возраста в образовательном пространстве ДОУ В статье предпринята попытка отразить основные компоненты системы развития и коррекции речи детей в образовательном пространстве дошкольного.

Театральная деятельность как средство развития речи у детей дошкольного возраста Красна птица пеньем….(Русская народная поговорка) В мире самые лучшие вещи еще ничего не значат, пока нет того, кто их представит с подмостков:.

Вязаный лягушонок — игрушка для развития речи у детей дошкольного возрастаВязаный лягушонок — игрушка для развития речи у детей дошкольного возраста Одним из важных направлений моей профессиональной деятельности является использование пальчиковых игр. Пальчиковые игры всегда увлекают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 8 декабря 2016 в 09:56
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Клюева (УИ 949136) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД