Лариса Ларина
Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством
▼ Скачать + Заказать документы
Мир искусства устроен так, что ребенок не может войти в него без помощи взрослого, который откроет растущему человеку смысл и закономерности искусства, обучит языку различных искусств.
Знакомить детей с искусством следует с самого простого - натюрморта. Он не только вызывает наибольший эмоциональный отклик у детей уже с 3 – 4 лет, ассоциации с их собственным жизненным опытом, но и привлекает внимание детей к средствам выразительности живописи, помогает им пристальнее вглядываться в красоту изображенных предметов и любоваться ими. Наибольшее внимание детей привлекает жанровая бытовая картина и натюрморт. Это и понятно, они созвучны их опыту, так как со многими предметами, изображениями, например в натюрморте, дошкольники ежедневно встречаются в быту. Были установлены уровни эстетического восприятия детьми дошкольного возраста живописного натюрморта. На первом уровне, самом низком, ребенок радуется их изображению знакомых предметов, которые он узнал на картине. На этом уровне стоят дети трехлетнего возраста, но если с ними не ведется педагогическая работа, то на этом уровне они остаются и в 6, и в 7, и более лет. Н автором уровне ребенок начинает осознавать элементарно - эстетические качества произведения – могут оценить в картине как красивое, так и цвет, и цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже – форму и композицию. На третьем уровне ребенок способен уловить внутреннюю характеристику художественного образа. Это еще частичное, не полное постижение художественного образа, но оно позволяет ребенку в 6-7 лет эстетически переживать хотя бы часть замысла художника. Представлять эти три уровня эстетического развития детей очень важно, от этого зависит стратегия и тактика работы по развитию у детей художественного восприятия. Искусство пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. С помощью живописи детей учат понимать гармонию окружающего мира.
Публикация «Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством» размещена в разделах
Организация педагогической работы по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством имеет программные задачи. Их можно условно разделить на 4 группы. 1 группа – содержательная: обучать детей понимать, что изображено на картине, о чем рассказал и что хотел выразить художник. 2 группа – изобразительно–выразительная : обучать детей воспринимать и оценивать художественные средства, используемые художником. 3 группа – эмоционально- личностная: здесь следует формировать у детей умение давать эстетическую оценку произведению. 4 группа – воспитательная: воспитание нравственно – эстетических качеств, познавательных интересов в процессе обучения детей восприятию искусства.
Педагогическая работа по ознакомлению детей с искусством требует создания материальных условий и особой творческой, радостной атмосферы в группе, душевного контакта между взрослыми и детьми. Материальные условия – организация изостудии, подбор качественных репродукций, слайдов, художественно – развивающих игр, набор записей музыкальных произведений. Создание атмосферы увлеченности, заинтересованности искусством в стенах изостудии и группы для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
В ознакомлении дошкольников с живописью широко используются пояснения, сравнения, прием акцентирования деталей, метод вызывания адекватных эмоций, тактильно-чувственный метод, метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов, прием «вхождения в картину», метод музыкального сопровождения, игровые приемы. Единство приемов и методов, используемых в работе с детьми, обеспечивает формирование у дошкольников устойчивого интереса к искусству, глубины, яркости впечатлений, эмоциональности их отношений к содержанию живописи.
Таким образом, если такая работа будет проводиться систематически, с энтузиазмом педагога, у ребенка сформируется ряд качеств, ценных для дальнейшего эстетического развития: единство в понимании красивого, доброго, правильного, целостное восприятие содержания и формы, способность к соучастию и сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и в проявлении воображения.