Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Фотоотчет «Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Беларуси»
▼ Скачать + Заказать документы
В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», безнравственность, бездуховность, мы всерьёз задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей.
Чтобы этого не произошло, надо с самого раннего возраста надо научить детей доброте, терпению, умению помогать другим, т. е. воспитывать в них те нравственные качества, которые и у многих взрослых сегодня отсутствуют.
Публикация «Фотоотчет „Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Беларуси“» размещена в разделах
- Беларусь. Республика Беларусь
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» февраль 2017
Лучше нет пути, чем знакомство с народными традициями, народными промыслами Беларуси, мастерством народных умельцев и белорусским фольклором. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы традиции и обычаи народа. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа, приобщаются к родной культуре. Именно дошкольный возраст представляет благоприятные перспективы формирования у детей патриотизма.
В соответствии с принципами государственной политики в сфере образования, Кодексом Республики Беларусь об образовании, учебной программой дошкольного образования и образовательными стандартами дошкольного образования воспитание гражданственности и патриотизма является неотъемлемой частью воспитания подрастающего поколения.
Учебной программой дошкольного образования в старшей группе определены следующие задачи в данной области:
• воспитывать: патриотические чувства; чувства любви к родному краю и гордости за него;
• воспитывать желание и стремление самим активно участвовать в создании предметов рукотворного мира и обогащении предметно-развивающей среды (оформление интерьера группы, создание игрушек и предметов для игровой, театрально-художественной деятельности).
• Формировать представления о декоративно-прикладном искусстве Беларуси, о наиболее значимых ремеслах (вышивка, ткачество, керамика, изделия из соломки, льна, дерева, лозы); красоте и целесообразности эстетики быта, культуры белорусов.
Для себя мы конкретизировали эти задачи:
• показать разнообразие декоративно-прикладного искусства Беларуси, его характерные особенности, своеобразие.
• Вовлекать ребят в художественно-творческую деятельность;
• Приобщать к эстетической культуре;
• Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
• Развивать мелкую моторику рук детей;
• Обогащать словарный запас детей.
С целью ознакомления детей с декоративно – прикладным искусством Беларуси мы создали необходимые условия работы: подобрали литературу, изделия декоративно-прикладного искусства Беларуси и создали мини музей, изготовили дидактические игры, подобрали наглядный иллюстрационный материал.
Всю работу проводим в 3-х направлениях:
Первое направление: ознакомление с определённым видом народного декоративно-прикладного искусства.
Второе направление: обучение декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе подлинных предметов народного искусства.
Третье направление: формирование детского декоративного творчества, умения создавать узоры, предметы.
Для ознакомления с определённым видом декоративно-прикладного искусства в группе оформлен национальный уголок с предметами декоративно-прикладного искусства Беларуси,
имеются наборы открыток «Белорусский национальный костюм»,
«Декоративно-прикладное искусство Беларуси»,
тематические альбомы «Белорусский узор» и «Белорусская игрушка».
Знакомство детей с декоративно - прикладным искусством осуществляем практически во всех видах деятельности детей. Например,
• На занятиях по развитию речи дети составляли описательные рассказы по игрушкам.
• На занятиях по математике дети упражнялись в составлении узоров из геометрических фигур.
Ознакомление с народными промыслами дополняем знакомством с народной музыкой, обрядами, что обогащает представления детей, способствует повышению интереса к народному искусству.
С целью формирования знаний о культуре белорусского народа провели:
• Занятия в форме сюжетных игр «Художественный салон»,
• «Выставка народного творчества», «Музей народного искусства».
• занятие «В гости к народным мастерам» с использованием электронной презентации.
• Занятие по патриотическому воспитанию «Традиции и обычаи белорусского народа» с использованием электронной презентации.
С целью обучения декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе подлинных предметов народного искусства проводили :
• занятие по лепке «Конiк - беларуская глiняная цацка»,
• Занятие по аппликации «Украшение рушника»
• Занятие по рисованию «Слуцкiя паясы»
• Занятие по ручному труду «Изготовление куклы-оберега из соломки».
• итоговое занятие «Экскурсия в музей белорусского искусства» с использованием электронной презентации
В ознакомлении с народным искусством Беларуси большую роль играет детская художественная литература. В уголке юного книголюбителя собраны детские книги «Гучыць родная мова».
С целью формирования детского декоративного творчества, умения создавать узоры, предметы большое внимание уделяем организации свободной деятельности воспитанников:
• Предлагаем игры-задания «Линии в белорусском орнаменте», которые способствовали укреплению координации, подготовке руки детей к письму.
• Для развития мелкой моторики рук «Белорусские раскраски»,
• Организуем беседы об истории создания предметов народного искусства,
• Выставку детских работ по декоративно-прикладному искусству;
• Рассматривание познавательной литературы
• Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток;
• Интересны детям виртуальные экскурсии к народным мастерам (с помощью электронной презентации) «Работа на прялке»,
• «Как сплести корзину из лозы», «В старинной кузне», «В гончарной мастерской».
В свободной деятельности также использовались серии альбомов для обогащения детского художественного творчества «Белорусский узор», «Белорусская игрушка».
Знания, полученные в специально организованной деятельности закрепляем в дидактических играх по ознакомлению детей декоративно-прикладном искусством. В группе оформлены
дидактические игры «З чаго гэта зроблена?»,
«Укрась одежду, обувь».
Особый интерес вызывают у детей дидактические игры в сопровождении электронной презентации.
Например: дидактическая игра «Найди лишнее»
Дидактическая игра «Художественные часы»
В группе составлена картотека дидактических игр по ознакомлению с народным искусством Беларуси. Материалом для игр служат фотографии, открытки, альбомы, рисунки детей, предметы декоративно-прикладного искусства.
Именно разнообразная игровая среда, созданная в группе, интеграция разных видов детской деятельности способствует повышению знаний детей о народном искусстве Беларуси.
Важным условием эффективной реализации задач патриотического воспитания дошкольников является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Родители принимали активное участие в обогащении образовательной среды группы.
Для повышения компетенции родителей по проблеме подготовлены
тематическая папка «Как воспитать маленького патриота»,
«Музей белорусского народного искусства в деревне Раубичи»,
консультации «Воспитание детей через приобщение к народной культуре», «Как правильно организовать поход в музей с ребенком?».
С помощью родителей собраны:
• библиотека детских книги на белорусском языке
• картотека белорусских раскрасок
• фонотека белорусского музыкального фольклора
• иллюстрации для рассматривания с детьми
• оформлены презентации «Виртуальный музей народного белорусского народного творчества», «Азбука белорусского орнамента для детей»
• приобретена познавательная литература для детей