Медведева Ольга
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. Обобщение по разделу «Природа и мы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока по литературному чтению (4 класс «Школа России»)
(Обобщающий урок)
Тема: Обобщение по разделу “ Природа и мы”.
Цель: Повторить и обобщить знания, полученные при изучении раздела “ Природа и мы”, отрабатывать навыки беглого выразительного чтения, развивать память, речь, мышление.
Публикация «Конспект урока по литературному чтению в 4 классе, Обобщение по разделу „Природа и мы“» размещена в разделах
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Подготовка: Ученики по желанию готовят презентации к изученным произведениям. (Составляют вопросы, подбирают иллюстрации).
Ход урока
1. Организационный момент:
2. Вводная часть: (речевая разминка)
Упражнения на отработку разных видов чтения.
Лесничий
Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон и гомон птичий
Охраняет друг - лесничий.
(В. Степанов.)
- Прочитайте шепотом.
- Назовите имена существительные.
- Назовите глаголы.
- Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы.
- Прочитайте с замедлением.
- Прочитайте с ускорением.
- Прочитайте выразительно.
- О чем это стихотворение? (Дети отвечают)
3. Сообщение темы урока.
- Сегодня у нас заключительный урок по теме “ Природа и мы”.
1 слайд - Появляется на экране тема урока.
2 слайд - Появляется на экране цель урока.
- Объясните название раздела.
- Что объединяет произведения, включенные в данный раздел.
- Прочитайте пословицы.
- Подумайте и выберите название для данного раздела, которое наиболее подходит.
3 слайд - Пословицы. (Дети выбирают)
а) Муравей невелик, а горы копает.
б) Природа полна неожиданностей и тайн.
в) Красна птица пером, а человек умом.
г) Природа - мать, умей ее охранять.
- Какая пословица подходит?
4. Работа над пройденными произведениями.
- Давайте вспомним, а какие произведения мы читали. Кто их написал?
4 слайд - Задание “Найди пару”.
- Соедините автора с его произведением.
- С творчеством какого писателя мы познакомились в начале раздела?
5 слайд - Портрет Д. М. Мамин - Сибиряк.
- Как называется его рассказ?
6 слайд - Иллюстрация к рассказу “Приемыш”.
7 слайд - Презентация к рассказу “Приемыш”.
Ученица, готовившая презентацию, выходит к доске и задает вопросы, которые она сама составила. Ученики отвечают.
- Кто такой Приемыш?
- С кем подружился Приемыш?
- Почему Тарас решил выпустить птицу?
- С творчеством какого писателя мы знакомились после рассказа “Приемыш”?
8 слайд - Портрет А. И. Куприна.
- Какое произведение он написал?
9 слайд - Иллюстрация к рассказу “Барбос и Жулька”.
10 слайд - Презентация к рассказу “Барбос и Жулька”.
Ученица, готовившая презентацию, выходит к доске и задает вопросы, которые она сама составила. Ученики отвечают.
- Почему рассказ о жизни собак нас очень тронул?
- Как окружающие относились к собаке?
- Кто лучше всех понимал Барбоса и Жульку?
- С творчеством какого писателя мы знакомились дальше?
11 слайд - Портрет М. М. Пришвина.
- Какой рассказ мы читали?
12 слайд - Иллюстрация к рассказу “Выскочка”.
13 слайд - Презентация к рассказу “Выскочка”.
Ученица, готовившая презентацию, задает вопросы, а ребята отвечают.
- Почему Вьюшка всем нравилась?- Кто такая выскочка?
- Чем закончилась встреча Выскочки с собачкой?
- С творчеством какого автора мы знакомились дальше?
14 слайд - Портрет Е. И. Чарушина.
- Как называется рассказ, который мы читали?
15 слайд - Иллюстрация к рассказу “Кабан”.
16 слайд - Презентация к рассказу “Кабан”.
Ученик, готовивший презентацию, задает вопросы, а ребята отвечают.
- Главные герои рассказа?
- Сколько было кабанов?
- Кто спас художника?
- И какой же автор завершает данный раздел?
17 слайд - Портрет В. П. Астафьева.
- Какой рассказ он написал?
18 слайд - Иллюстрация к рассказу “Стрижонок Скрип”.
19 слайд - Презентация к рассказу “Стрижонок Скрип”.
Ученица выступает у доски и задает вопросы, а ребята отвечают.
- Что бы вы назвали стрижиной семьей, родителей и их птенцов или всю стаю?
- Как стрижи защищают свои домики от врагов, и что им помогает в схватке?
- Какие черты поведения стрижей вам хотелось бы наблюдать в людях, а какие нет?
- Молодцы! Хорошо отвечали на вопросы.
- А теперь отправляемся в “Бюро находок”.
20 слайд - Задание “Бюро находок”.
- Попробуйте определить из каких произведений эти предметы.
- Норка, рога, хвост, миска, лодка, метла.
- И с этим заданием вы справились.
- А сейчас прочитайте про себя отрывки. Попробуйте отгадать, из каких произведений они взяты. (Дети затем зачитывают отрывки вслух).
21 слайд - Музыкальная физкультминутка. (На экране появляются фотографии с изображением природы, все это сопровождается спокойной музыкой).
22 слайд - Задание “Узнай по описанию”.
• Он серого цвета. Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок - суета или драка, - он не торопясь, пришагает и ткнет кого надо клювом. Начальник - птица!
• Она была маленькая, тонконогая с гладкой черной шерстью и желтыми подпалинами над бровями и на груди.
23 слайд - Задание “Узнай по описанию”.
• Он как человек тосковал. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начнет кричать. Да ведь так жалобно кричит….
• Ей было очень тяжело одной прокормить детей. Но она была хорошая мать.
• Веселая она была, всем нравилась: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок.
24 слайд - Задание “Узнай по описанию”.
• Летом он постоянно с головы до конца хвоста бывал унизан колючими “репияхами”, осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи и потом высохнув, превращались в сотни коричневых, болтающихся сталактитов.
5. Выполнение теста по разделу “ Природа и мы”.
(Дети выполняют тест. Работы сдают учителю для проверки).
6. Итог урока.
- Вот и закрыли последнюю страницу нашего раздела.
- Что главное мы для себя открыли, прочитав эти произведения?
25 слайд - Всем спасибо за урок!