Татьяна Владимировна Васильчук
Открытый урок по декоративно-прикладному искусству «Мезенская роспись»
▼ Скачать + Заказать документы
План конспект открытого занятия. «Мезенская роспись».
ФИО педагога: Васильчук Татьяна Владимировна
Тема занятия: «Народное творчество – Мезенская роспись».
Публикация «Открытый урок по декоративно-прикладному искусству „Мезенская роспись“» размещена в разделах
- Мезенская роспись
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Урок ИЗО. Народные промыслы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Цель: расширить представление детей о народном творчестве. Закрепить знание характерных особенностей Мезенской росписи. Приобщить детей к национальной культуре. Развивать чувство прекрасного, воспитывать усидчивость и трудолюбие.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с многообразием образов Мезенской росписи,
Развивающая:
- развитие композиционного мышления, воображения, способности фантазировать.
Воспитательная:
- расширить кругозор детей, приобщить их к народному искусству России, национальным особенностям, способствовать появлению интереса к прикладному искусству.
Тип занятия: изучение нового материала.
Оборудование:
. Ноутбук. Кисти беличье № 1, 2, 3
. Проектор. Простой карандаш
. Книги о Мезенской росписи. Стаканы с водой
. Альбомные листы А4. Тряпочки вытирать кисти
. Краска гуашь
План урока.
Организационная часть
-вступительная беседа – 3 мин.
Основная часть
- объяснение нового материала – 7 мин.
- практическая часть, выполнение работ - 25 мин.
- контрольный этап, проверка – 3 мин.
Заключительная часть
- самоанализ, самооценка – 7 мин.
Ход урока.
Вступительная часть.
- Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами отправимся в волшебное путешествие и познакомимся с новой росписью, которая называется – Мезенская.
- Давайте вместе, посмотрим что же это за волшебная роспись!
- Показ слайдов с изображением прялок, досок, туесков расписанных Мезенской росписью.
- Понравились вам расписанные доски и прялки?
- Скажите, какие цвета вы увидели в этой росписи?
- Кого художники изображали на досках?
Объяснение нового материала.
- Дети мы сейчас посмотрели изделия расписанные Мезенской росписью. Эта роспись получила своё название по имени местности, а точнее - реки. Река Мезень самая длинная из рек впадающих в Белое море, край этот северный, суровый. Здесь проживают народы Севера: коми-зыряне, оленеводы-самоеды, выходцы из новгородских и псковских земель – называющие себя – поморами.
Когда-то на Мезени, было немало богатых торговых сел, в которые съезжались на ярмарки многие жители тундры. На этих-то ярмарках и были представлены знаменитые прялки из села Палащелье, что на Мезени. От туда и берёт своё начало Мезенская роспись.
Мезенские земли – суровые, таёжные, сильно заболоченные. Это сейчас от Архангельска до города Мезени можно добраться на самолёте или поезде, а когда-то единственным путём сюда был санный.
Край Лешуконье.
Тайга и олени
Красные кони
Живут на Мезени.
Прялки в России были предметом особого искусства, очень разнообразные, нарядные, расписные. Лен в северных краях родился лучше других земледельческих культур и неутомимые пряхи работали и дома и на посиделках в компании.
Дайте прялку, дайте лён
да два десятка веретён.
Станем прясть попрядывать
да на дружков поглядывать.
Так пели в старинной народной песне. На посиделки старались принести самые красивые расписные прялки, чтобы похвалиться друг перед другом.
Производством прялок и коробов в 19 начале20 веков занималось всё мужское население. Мальчиков уже с малых лет приучали к росписи. Прялку вытесанную топором осматривали, не грунтовали, а «красили» прямо по древесине. «Работали на две краски» которые делали сами. Красную – терракотовую, красно-оранжевую, получали из мергеля – береговой глины, разведённой на смоле лиственницы. А черную, делали также, только домешивали сажу. Смеси упаривали, и краска становилась прочной.
Кисточка – тиска – часто делалась из беличьего ворса, для контура использовали перо тетерева или глухаря. По окончании работы прялку протирали олифой.
Мезенская роспись – это орнаментальная роспись, поэтому в ней больше, чем в сюжетной росписи, запечатлено символического.
Крест – свет, ориентир, единство.
Круг – символ небесного начала, изображение солнца.
Квадрат – символ земли, поля вспаханные, засеянные с проросшими семенами.
Треугольник – энергия огня, «Мировая гора», условный центр мироздания.
Зигзаг – символ воды, волны.
Звери и птицы, а не человек – главные Мезенские герои. Даже у самих мезенских мастеров человечки получались хуже птиц лошадок и оленей.
Мезенские деревянные заготовки называют «бельё», чаще всего для заготовок выбирают дерево липу или берёзу реже ель да сосну. Перед росписью, деревянное изделие грунтуют и тонируют. До сих пор известны старинные рецепты грунтовки – картофельный крахмал или яичный белок.
-Дети, скажите как называется эта роспись?
-Какими красками нарисованы узоры?
-Какие животные чаще всего изображают в Мезенской росписи?
-Чем раньше рисовали рисунки?
-Какие символы вы запомнили?
Практическая часть.
Сегодня мы с вами нарисуем краской гуашь на бумаге доску по мотивам мезенской росписи с изображением коня. Для этого нам понадобиться красная и чёрная краска, средние и тонкие кисточки, тряпочки протирать кисти и простой карандаш.
Дети, сейчас я каждому раздам литок бумаги с изображением контура доски. Мы, проведём простым карандашом две горизонтальные линии для орнамента сверху доски и внизу.
Посмотрите, как это сделаю я. Теперь попробуйте повторить, старайтесь, чтобы линии были ровными. Нижний орнамент – бордюр мы будем украшать символами земли, а верхний линиями, зигзагами и крестиками.
- Как вы думаете, что в Мезенской росписи обозначает волнистая линия?
- А что обозначает кружок или точка?
- Посмотрите на таблицу, это элементы Мезенской росписи : звёздочки, пёрышки, крестики, капельки, ромбики. Из этих Элементов мы сейчас и составим орнаменты.
- Давайте повторим, что такое орнамент? Это повторение каких-либо элементов. Например, мы можем разделить нижний бордюр на квадраты, каждый квадрат это поле, а теперь нарисуем в каждом поле зернышко или семечко, а можно нарисовать росточек или корешок. Выберите, самостоятельно, кому что больше нравиться.
- Для украшения верхнего бордюра давайте возьмём элемент зигзаг или волна со спиралькой, украсим орнамент крестиками или кружочками. А может кто-то украсит капельками или ромбиками?
Проявляйте фантазию, используя элементы росписи, придумайте свой орнамент!
-Итак, простой карандаш можно отложить, сейчас мы с вами, как настоящие художники, будем расписывать нашу доску. Открываем чёрную и красную краски, берём среднюю кисть. Конь у нас будет красного цвета. Нарисуем его в центре нашей доски. Посмотрите внимательно, как это сделаю я.
- Сначала, красной краской, прямой линией рисуем живот, ровно по середине доски, затем, намечаем линию груди, пририсовываем холку, подрисовываем морду «топориком», закрашиваем туловище нашего коня красным цветом. Обратите внимание я не использую простой карандаш!
- Теперь наберите на кисть красную краску и еще раз вместе со мной рисуем нашего коня сразу краской. Смелее!
-Какие вы молодцы! Среднюю кисть можно отложить, берём тонкую кисточку, набираем чёрную краску и тонкой кистью добавляем графическую оживку, ноги, хвостик, гриву.
-Посмотрите на таблицу, лошадок можно рисовать по разному, у одних грива короткая, у других длинная, хвостик можно нарисовать прямыми линиями или волнистыми. Даже на коне можно сделать узоры. Только ножки у Мезенских лошадок тонкие, длинные.
- Попробуйте самостоятельно нарисовать вашему коню ножки, гриву и хвостик.
-Рядом с конём можно дорисовать ёлочку или цветок.
-Теперь осталось выполнить краской наши орнаменты.
Контрольный этап.
Пока дети дорисовывают орнамент, можно проконтролировать все ли успели прорисовать коня, правильно ли рисуют орнамент, вовремя подсказать, как можно исправить или улучшить работу.
Заключительная часть.
-Итак, наш урок подходит к концу. Давайте вместе с вами посмотрим на ваши работы. Получились замечательные расписные кони, разные по характеру. У одних, серьёзные, у других весёлые, у кого-то худые, у кого-то упитанные, но главное очень нарядные праздничные! Какие доски вам понравились больше всего, у кого самый красивый орнамент? У кого самый красивый конь? (Педагог оценивает работы вместе с детьми стараясь найти в каждой что-то хорошее)
- Встаньте за своими стульчиками проведём физкультминутку. Давайте поскачем как наши лошадки, а теперь помашем крылышками как птицы. Молодцы!
-Пока наши работы подсыхают, уберём рабочее место. Кисти моем и вытираем о тряпочку, краски закрываем, выливаем грязную водичку, моем руки.
-До свидания ребята!