Марина Спиридонова
Программа кружка по декоративно-прикладному искусству «Маленькие дизайнеры» (для детей 5–7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Автор:Спиридонова Марина Михайловна
воспитатель старшей группы
МБДОУ "Детский сад №1" города Лениногорск РТ
ПРОГРАММА КРУЖКА по декоративно-прикладному искусству
«МАЛЕНЬКИЕ ДИЗАЙНЕРЫ»(для детей 5-7 лет)
Пояснительная записка
Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Учитывая то, что мы живем в спроектированной среде, ребенку необходимо дать элементарные знания о дизайне, который сейчас называют «символом современной цивилизации.
Публикация «Программа кружка по декоративно-прикладному искусству „Маленькие дизайнеры“ (для детей 5–7 лет)» размещена в разделах
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Как отмечает Г. Н. Пантелеев – член Союза профессиональных художников, старший научный сотрудник центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, в практике детского сада нередко смешивают содержание понятий «изобразительная деятельность», «творческое конструирование» и собственно «деятельность детского дизайна». Детская продукция, после художественно-дидактических занятий, сложенная в папки – это не дизайн. А, например, изготовление элементов костюма к празднику, создание декораций к кукольному спектаклю, оформление выставки, создание фитокалендаря в уголок природы, аранжировки из природного материала, первые шаги в архитектуре и т. д. относятся к детскому дизайну. Эта деятельность близка занятиям творческого конструирования, но вместе с тем подготавливаем ребёнка к основам социопространственного творчества. В результате дизайн-деятельности у детей развивается элементарное дизайнерское мышление, которое позволяет комплексно подходить к оценке и созиданию окружающей его предметной среды.
Новизна Программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированны на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.
Тема работы с детьми, выбранная мной, является актуальной и целесообразной в данное время. На занятиях кружка помогаю детям освоить не только тайны мастерства ремесла, но и найти новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней.
Особенностью программы является выделение большего кол-ва часов на изучение русских промыслов. Изучение русского декоративно-прикладного искусства обеспечивает развитие эмоционально-эстетического отношения к национальной культуре, знание традиций.
Работа начинается с формирования понятийного аппарата у детей и взрослых. Значимость данной проблемы определяется с помощью рекламно-информационного поля, в виде творческой папки, вопросников и анкет.
Программа знакомства ребёнка с русским декоративно-прикладным искусством опирается на принципы построения общей дидактики:
связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.
Цель: Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка и дизайнерское мышление через народное декоративно-прикладное искусство.
Основные задачи:
• развивать эстетическое восприятие предметов окружающего мира как эстетические объекты;
• ознакомить с универсальным «языком» искусства – средствами художественно-образной выразительности;
• развивать художественно-творческие способности детей в продуктивных видах детской деятельности;
• воспитать художественный вкус и чувство гармонии;
• ознакомить детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в среде музея и дошкольного учреждения.
Направления:
1. Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.
2. Знакомство с символикой русского декоративного искусства и её значением.
3. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.
Формы работы с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством:
• Беседы;
• Занятия на основе метода интеграции;
• Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
• Выставки в мини-галерее изделий русского декоративно-прикладного искусства;
• Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду и в поселке;
• Просмотр видеофильмов;
• Экскурсии;
• Дидактические игры;
• Использование силуэтного моделирования
• Экспериментирование с различными художественными материалами;
• Соревнования, развлечения, фольклорные праздники, посиделки.
• Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов;
• Сочинение сказок. Рассказов, историй о своих работах;
• Использование физминуток;
• Создание книг по декоративно-прикладному искусству.
В работе используются различные методы и приемы: одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности); метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение); жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).
Формы занятий: групповые, индивидуальные, фронтальные, подгрупповые, интегрированные.
Типы занятий:
• На тему предложенную воспитателем (освоение нового материала, повторение пройденного);
• На тему выбранную ребёнком (по его замыслу).
• Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Занятия проводятся группой 8-10 человек. Проводится занятие один раз в неделю. В год проводится 26 занятий. Продолжительность 20-30 минут (в зависимости от возраста детей).
Форма подведения итогов – диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные беседы, диагностические критерии.
Предполагаемый результат:
• у детей формируются первоначальные представления о дизайне;
• развиваются умения, дающие возможность преобразовывать предметы окружающего мира по законам красоты;
• дети знакомятся с визуальным языком дизайна;
• у них развивается чувство ритма, симметрии, цвета;
• формируется творческое мышление;
• развивается способность к созданию задуманного, к созданию выразительного художественного образа под средством конструирования, лепки, изодеятельности и дизайна;
• совершенствуются практические навыки детей;
• у детей развивается умение находить нестандартные решения в проблемных ситуациях.
Методы оценки результативности программы:
• Количественный анализ;
• Посещаемость;
• Статистические данные;
• Фиксация занятий в рабочем журнале;
• Отслеживание результата (наблюдение, диагностика);
• Практические материалы.
Качественный анализ:
• Формирование новых навыков и умений;
• Анализ успешности деятельности и достижение целей;
• Анализ диагностического материала;
• Сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы.
Индивидуальная работа с детьми на занятиях по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством проводиться, для того чтобы:
• Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству. Учитывая индивидуальные способности детей.
• Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).
• Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.
Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.
Работа с родителями строиться на основе анкет по изучению художественных интересов детей. Используются разнообразные формы работы:
• Родительские собрания;
• Индивидуальные консультации;
• Беседы;
• Выпуск папок-раскладок по народному декоративно-прикладному искусству;
• Буклетов «Сделаем сами» (о способах и последовательности лепки и украшения игрушек);
• Разработки правил рисования различными изобразительными материалами и инструментами.
Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду.
Изучаемый материал по русскому народному
декоративно-прикладному искусству
(5-7 лет)
№ Темы занятий Количество занятий
1 «Я в дизайнеры пойду, пусть меня научат» 1
2 «Тематический альбом для коллекции рисунков» 1
3 Куклы наших бабушек 1
4 «Дымковская игрушка» 2
5 Фитодизайн 1
6 Хохломская роспись 2
7 Гжельская роспись 2
8 Городецкая роспись 2
9 Жостовская роспись 2
10 Новогодние игрушки-шары 1
11 Филимоновская игрушка 2
12 Декоративные бутылочки 2
13 Декоративные подвески 2
14 Холодный батик 2
15 По замыслу 3
Всего занятий 26
Перспективный план работы
№
п/п Тема
Задачи
Количество минут
Теория
Практика
1 Беседа:
«Я в дизайнеры пойду, пусть меня научат»
Дать детям первые представления о дизайне, познакомить с профессией дизайнера.
Активизировать словарный запас детей словами: «дизайн», «модельер», «Костюмер», «гримёр», «архитектор». До 25 мин
2 Аппликация: «Тематический альбом для коллекции рисунков» Составление коллективной композиции из ленточных аппликативных элементов на основе объединяющего образа.
До 25 мин
3 Ручной труд:
«Куклы наших бабушек» Познакомить детей с народной обрядовой игрушкой, с историей и традициями на Руси.
Активизировать словарный запас новыми словами и понятиями: «кукла-оберег», «кукла-пеленашка», «лоскут», «безликая».
Воспитывать любовь к народному искусству До 25 мин
4 Лепка из солёного теста: «Дымковская игрушка» Познакомить детей с дымковской игрушкой.
Учить лепить игрушку с натуры из целого куска теста путём вытягивания.
Развивать умение самостоятельно выбирать тему работы. До 25 мин
5 Декоративное рисование: «Роспись дымковской игрушки» Познакомить детей с элементами дымковской росписи.
Учить детей самостоятельно выбирать узор для росписи игрушки.
Развивать чувства ритма и цвета. До 25 мин
6 Аранжировка с элементами рисования: «Осенний пейзаж» Познакомить детей с понятием «фитодизайн».
Учить детей использовать в работе гербарий.
Развивать у детей способность к проектному мышлению. До 25 мин
7-8 Рисование «Украсим теремок для зверей» Учить составлять узор на полосе бумаги из элементов хохломской росписи, чередуя их (ромашки, простой трилистик, ягоды смородины); закрепить знание цветов. Используемых в хохломской композиции, и умение сочетать их; развивать интерес к хохломскому искусству; вызвать сочувствие к героям сказки; закрепить технические умения: набирать краску на кисть, пользоваться «тычком». До 25 мин
9 Лепка: Гжельская фигурка
Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров закрепить умение лепить из глины разными способами (пластический, комбинированный, конструктивный, используя мотивы Гжели.
До 25 мин
10
Декоративное рисование «Синяя сказка» Закрепить знания детей о гжельском промысле; росписью. Учить подбирать цвета красок. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из знакомых элементов гжельской росписи; умение рисовать ворсом всей кистью и концом, правильно набирать краску на кисть. Развивать творческие способности детей, самостоятельность.
11-12 Декоративное рисование «Городецкие узоры - сколько радости для глаз» (Городецкий узор на кухонной доске).
Расширять представление детей о том, что одинаковые изделия можно украшать по-разному, учить выбирать для изображения одну из предложенных вариантов композиции или самостоятельно придумывать узор и его расположение на доске; закрепить умение рисовать прямые и закругленные цветочные гирлянды из самостоятельно подобранных элементов с соблюдением характерных цветосочетаний Городецкой росписи; познакомить детей с украшением листьев чёрными тоненькими закруглёнными штрихами, белыми точками.
До 25 мин
13-14 Декоративное рисование «Жостовские цветы» Закрепить умение детей расписывать «подносы» (вырезанные из цветной бумаги разной формы) по мотивам жостовской росписи. Учить размещать узор не только в центре, но по углам и на сторонах. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству До 25 мин
15 Аппликация: «Новогодние игрушки-шары» Познакомить детей с правилами простых композиций.
Показать и освоить навыки работы с клеем и тканью. До 25 мин
16 Лепка из солёного теста: «Здравствуй, филимоновская свистулька!» Познакомить детей с филимоновской игрушкой.
Продолжать учить лепить из целого куска соленого теста способом «вытягивания».
Развивать умение самостоятельно выбирать тему своей работы. До 25 мин
17 Декоративное рисование: «Роспись филимоновской игрушки» Познакомить детей с элементами филимоновской росписи.
Продолжать учить расписывать объёмные фигурки.
Развивать чувство ритма и цвета. До 25 мин
18-19 Аппликация: «Декорирование бутылочек» Познакомить и освоить с детьми создание простых композиций.
Развивать проектное мышление, воображение, умение работать в коллективе До 25 мин
20-21 Аппликация: «Декоративные подвески» Познакомить детей с некоторыми простыми формами подвесок и вариантами их декоративного оформления.
Вызвать радостное настроение. До 25 мин
22-23 Декоративное рисование «Шаль для красавицы Весны…» (коллективная работа, «холодный» батик). Развивать у детей воображение, чувство цвета, уметь составлять композицию узора; передавать колорит цветов; уметь согласовывать свои действия с работой товарищей.
До 25 мин
24-26 По замыслу. Закрепить знания, умения, навыки по декоративно-прикладному искусству. Умение выполнять узор на силуэте. Развивать творческие способности детей. До 25 мин