Инна Псарева
Викторина по декоративно-прикладному искусству «Хохломская и дымковская роспись»
▼ Скачать + Заказать документы
Организованная образовательная деятельность в подготовительной группе «Викторина по декоративно-прикладному искусству»
Цель:
Формирование когнитивного мышления при ознакомлении с художественным творчеством.
Задачи:
Обучающие:
• закреплять знания о хохломской, дымковской росписи;
• закреплять умение расписывать, располагать узор на изделии;
• продолжать учить детей работать коллективно.
Развивающие:
Публикация «Викторина по декоративно-прикладному искусству „Хохломская и дымковская роспись“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Рисование, роспись
- Дымковские игрушки. Сценарии развлечений
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Народные промыслы. Квест-игры и викторины
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
• развивать связную речь, ее выразительность, логическое мышление, воображение, мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные:
• воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством, культуру общения.
Предварительная работа:
1. Беседы о декоративно-прикладном искусстве.
2. Рассматривание иллюстраций по декоративно-прикладному искусству.
3. Роспись посуды
4. Разучивание русских народных игр «Игровая», «Горелки», песен, хороводов «Калина».
5. Чтение художественной литературы, разгадывание загадок, разбор пословиц, заучивание пословиц.
6. Сюжетные игры детей в «Избе».
Словарная работа: орнамент, декоративно-прикладное искусство, кухонная утварь.
Материалы для занятия: предметы декоративно-прикладного искусства, гуашь, кисти № 2, 3, ватные палочки, салфетки, стаканчики «Непроливайка»,
глина художественная, стеки.
Ход ЗАНЯТИЯ
(Дети в коридоре)
Воспитатель:
-К нам, сюда скорее просим.
Заходи честной народ!
Веселее не зевайте
Всех вас викторина ждет!
– Посмотрите сколько изделий народного искусства!
– Внимательно рассмотрите их.
– По мотивам каких народных росписей их можно разделить?
Дети:
– Хохломская роспись и дымковская.
Воспитатель:
– А кто догадается, как эти изделия назвать одним словом?
Дети:
- Декоративно-прикладное искусство.
Воспитатель:
- Как вы можете это объяснить?
Дети:
Предметы искусства, которые люди используют в повседневной жизни.
Воспитатель:
– Ребята, я хочу вам предложить принять участие в викторине. Для этого нам нужно разделиться на две команды. Одна команда будет называться «Дымково», вторая «Хохлома». Дети делятся на две команды, усаживаются на стулья.
- Начнем нашу викторину!
Первое задание: Нужно рассказать об истории вашей росписи.
1 ребенок. Далеко-далеко за дремучими лесами, за зелеными полями, на берегу голубой речки стояло большое село Дымково.
Каждое утро вставали люди, затапливали печки, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково.
2 ребенок. Жили в том селе веселые и озорные люди. Любили они лепить яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделали за долгую зиму. А когда поднимается в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, люди выносили свои игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну кликать.
3 ребенок. Эти игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называться Дымковскими.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Вторая команда
1 ребёнок. Разное рассказывают старики,Говорят, будто бы давным -давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица. Он и её угостил. Жар-птица задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой.
2 ребёнок. Это конечно сказка. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров-живописцев которые жили в селе Хохлома. Сложно сделать мастеру эту замечательную посуду. Сначала мастера вырезают из дерева ложки, чашки тарелки, затем их покрывают глиной, чтобы дерево не впитывало краску, покрывают льняным маслом, затем натирают алюминиевым порошком, расписывают посуду, ещё раз покрывают маслом и, наконец, обжигают.
3 ребёнок. После обжига посуда превращается в золотую. Так и стали называть хохлому во всем мире золотой.
Эти липовые ложки,
Блюдца, ковшики, матрешки,
Расписала нам сама
Золотая Хохлома!
Нет наряднее раскраски,
Будто к нам пришла из сказки,
Где цари и терема,
Золотая Хохлома!
Воспитатель:
- Молодцы ребята, очень интересный рассказ.
А теперь давайте превратимся в яркие игрушки и покажем, как веселился народ на ярмарке.
Физ. минутка (под музыку «Барыня») :
Мы игрушки расписные (стойка прямо)
Хохотушки вятские (улыбка с поворотом)
Щеголихи слободские (поворот вокруг себя)
Кумушки посадские (приседания, руки на пояс)
Дымковские барыни (руки перед собой)
всех на свете краше,
а гусары-баловни (кружатся парами)
кавалеры наши!
У нас руки крендельком (руки на пояс)
Щёчки будто яблочки (касание щёк)
С нами издавна знаком (стойка прямо)
Весь народ на ярмарке. (поклон)
Воспитатель:
-Ребята, повеселились и потрудились мы на славу. В народе есть много пословиц о труде, а знаете ли вы их?
Второе задание: Чья команда назовет больше пословиц о труде.
Дети:
1. Упорство и труд все перетрут.
2. Кончил дело – гуляй смело.
3. Делу время – потехе час.
4. Труд человека кормит, а лень портит.
5. У лентяя Федорки, всегда отговорки.
6. Что посеешь – то пожнешь.
7. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
8. Любишь кататься, люби и саночки возить.
Третье задание: Найди и назови элемент своей росписи.
На полу разбросаны элементы росписей. Каждая команда должна найти и собрать все свои элементы. Команда «Дымково»- дымковские элементы, команда «Хохлома» хохломские элементы росписи.
Четвёртое задание. Отправляемся в мастерскую, чтобы расписать красками предметы народных промыслов. Посмотрим, у кого лучше получится.
Дети дорисовывают изделия, рассказывают о них.
1 команда. Это – дымковская лошадка. Она расписана дымковской росписью. Дымковская роспись имеет свой орнамент, состоящий из 5 элементов: кругов, прямых и волнистых линий, точек – горошин и клеток. У барыни яркие насыщенные цвета – красный, зеленый, желтый, голубой.
2 команда. Это хохломская ложка. Она расписана хохломской росписью. Хохломская роспись имеет свой элементы это завиток, ягодка, листок, цветок, капельки, травинки.
В хохломской росписи используют желтый, красный, черный, зеленый цвета.
Воспитатель:
- Молодцы ребята! Хорошо мы с вами поработали. Победила дружба!