Ольга Турчаникова
Открытый просмотр НОД по теме «Дидактические игры и приемы в построении грамматического строя речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 23 «Улыбка» г. Феодосии Республики Крым»
Открытый просмотр НОД
Тема: «Дидактические игры и упражнения на развитие
грамматического строя речи
с применением обучающих приемов»
Средняя группа.
Подготовила и провела:
воспитатель
Турчаникова Ольга Сергеевна
Дата проведения: 15.03.2016
г. Феодосия
2016 г.
Публикация «Открытый просмотр НОД по теме „Дидактические игры и приемы в построении грамматического строя речи“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Предварительная работа: заучивание детьми своей ФИО, проведение игр один-много, (образование множественного числа,много чего (образование родительного падежа,назови детёныша, рассматривание картинок с изображение животных и их детёнышей, опиши животное (образование прилагательных к существительному,какая бывает весна (образование прилагательных к существительным) рассматривание картин с изображением весны, назови весенний цветок (обогащение словаря названиями первоцветов,рассматривание картинок с изображением цветов, как работает дятел (активизация в речи звука д,как гудит паровоз (активизация звука у,как скачет лошадка (подготовка артикуляционного аппарата к произнесению звуков р и л).
Ход ЗАНЯТИЯ
- Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте посмотрим друг другу в глаза, подарим друг другу улыбки и, конечно же, поздороваемся.
Дети,сегодня мы с вами поедем в путешествие по волшебному лесу. Подождем, может быть произойдет чудо. В этот момент помощник воспитателя вносит в группу разноцветный макет паровозика. Дети в восторге.
- Смотрите, какой паровоз приехал к нам в группу, а как гудит паровоз? (активизация звука у)
У-у-у. Давайте погудим как маленький паровозик у-у-у, а теперь как большой паровоз У-У-У
Да, но в путешествие поедет только тот,кто сможет сказать. как его зовут.
Дети по очереди называют свои Ф. И. О. и садятся в паровоз.
Звучит песенка «Паровозик из Ромашково», дети весело машут руками из окошек паровозика.
- Ребята,посмотрите, мы приехали на волшебную полянку ( оборудование: цветастый коврик зеленый с цветами) становитесь вокруг, давайте поиграем.
Пальчиковая гимнастика «Замок»
На двери висит замок (руки сцеплены в замок пальцы двигаются в стороны)
Кто его открыть бы смог?
Покрутили, повертели (вращение ладонями в разные стороны)
Постучали (стучим основаниями ладоней)
И открыли (основания ладоней прилегают друг к другу, пальцы размыкаются)
Какой цветок у нас получился?
-У нас получился тюльпан.
-Присаживайтесь, ребята. Давайте поиграем в игру, я буду показывать картинки, а вы называть, что на них изображено.
Проводится дидактическая игра «один-много-чего (кого)много»(образование множественного числа и родительного падежа)
Бабочка – бабочки - бабочек
Ведро- вёдра-вёдер
Ласточка-ласточки-ласточек
Стул-стулья-стульев
Лист-листья-листьев
Ой, смотрите к нам приплыл кораблик с алыми парусами, давайте попробуем нашими язычками сделать парус. как у кораблика (артикуляционное упражнение «парус»).У всех получилось? Индивидуальный просмотр. А давайте вспомним еще стихотворение о лошадке.
Я веселая лошадка
Тёмная, как шоколадка
Язычком пощёлкай ловко
Звук копыт услышишь звонких
(далее идет звук прощелкивания языком, подготовка языка к звуку л и р)
Индивидуальные прощёлкивания.
Давайте дальше играть. Я буду показывать животное, а вы называть его детёныша
Проводится дидактическая игра «животное и его детеныш» ( оборудование: картинки с изображением мамы и детёныша)
Посмотрите, а вот картинка с изображением птицы. Кто знает. как называется эта птица?
-Дятел.
Правильно, это дятел. Дятел дерево не калечит, он его лечит, добывая из-под коры вредных насекомых. Давайте споём песенку дятла.
Ставим руку (дерево, вторую руку делаем, как клюв птички (активизация звука д)
Д-д-д.
У всех получилось?
Индивидуальные просмотры «песенки дятла»
Устали? Сделаем зарядку!
Физкультминутка хомячок.
Хома, хома,хомячок
Полосатенький бочок (дети поглаживают себя ладонями по бокам)
Хома рано встает (потягивания руки вверх)
Умывает щёчки трёт (дети трут ладошками щёки)
Подметает свою хатку (наклон,руками осуществляем подметательные движения из стороны в сторону)
И выходит на зарядку (маршируем на месте)
Раз, два,три. четыре, пять хома сильным хочет стать (сгибание и разгибание рук упражнение»силачи»)
А теперь сделаем хомячка щёчками. Упражнение для артикуляционного аппарата «толстый и худой хомячок» Толстый-щёки надули, худой-втянули.
Поиграем еще! Вот вам загадка:
Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенек
Промелькнул, как огонёк?
(белка)
Далее проводится дидактическая игра» Подбери прилагательное к существительному»
Индивидуальные полные ответы детей. Дополнительные вопросы. Чем питается? Где живет? Какое животное? Как назвать ласково?
Следующая загадка.
Этот маленький зверёк
Колючий вдоль и поперек.
И лишь животик гладить можно
Его узнать совсем не сложно. (ёжик)
Дополнительные вопросы : как называются детёныши ежа?чем питается? какое животное ёж (дикое, почему? Потому что живет в лесу. Всеядное.
Почему всеядное? Потому что все ест)
Хвост пушистый бережет
И зверюшек стережет
Знают рыжую в лесу
Очень хитрую (лису).
Подбираем прилагательные к слову лиса. Доп вопрос :почему лиса хищник. - Потому что ест других зверей. Где живет волк (в логове, медведь (в берлоге).Активизация предлогов в речи.
Сделаем зарядку для наших глаз. Зрительная гимнастика для глаз по картинке»грач идет в гости к филину»
Наши глаза отдохнули.
А кто скажет какое сейчас время года?
-Сейчас весна.
Правильно,весна. Показ картинки с изображением весны.
А какая бывает весна? Индивидуальные полные ответы детей. (Радужная, ранняя, затяжная, добрая, счастливая, цветущая, ароматная, красивая, теплая, долгожданная.)Доп вопрос : почему долгожданная (Потому что мы её долго ждали)
Ребята, а как вы понимаете пословицу «Весна красна цветами». Ответы детей.
А какие весенние цветы вы знаете?
Проводится дидактическая игра «Назови весенний цветок»
Индивидуальные полные ответы детей. Если ребёнок затрудняется ответить, показать ему картинку с изображением цветка.
Смотрите, что я вам принесла. Из секретного места достаётся ваза с гиацинтами.
-Как называются эти цветы? А если они стоят в вазе и их много,то что это будет?
-Букет гиацинтов. (словарь-букет гиацинтов, родит падеж)
Давайте понюхаем цветы (Раздать каждому по одному цветочку) и скажем
-Ах, как пахнет (дыхательная гимнастика) повт 2 раза
Давайте подарим цветочки нашим гостям. Дети подходят и дарят с улыбкой цветы пришедшим гостям.
На этом, ребята. Наше занятие заканчивается, понравилось оно вам? Ответы детей.
Вы молодцы! Давайте возьмемся за руки и каждый назовёт своего соседа ласково, я буду первая.
Дидактическая игра «Назови соседа соседа ласково»
А теперь нам пора возвращаться из волшебного леса в наш детский сад, садимся в паровоз.
До свидания. !Поехали!
Звучит песня «паровозик из Ромашково».