Наталья Анахина
Открытое занятие в старшей группе «Чудесница — водица».
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие в старшей группе
Образовательная область: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность».
Вид деятельности: Непосредственно — образовательная.
Возрастная группа : 5 — 6 лет.
Тема: "Чудесница - водица ".
Цель занятия : познакомить детей с основными свойствами воды.
Программное содержание:
Образовательные задачи: ознакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; безвкусная, не имеет запаха.
Публикация «Открытое занятие в старшей группе „Чудесница — водица“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.
Развивающие: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками. закреплять умение работать с незнакомыми растворами.
развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать; активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;
стимулировать самостоятельное формулирование выводов.
закреплять знания о подводном мире.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к воде.
воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра;
Предварительная работа: Проведение серии опытов с водой с целью ознакомления со свойствами воды, наблюдений, рисования, чтения рассказов, бесед.
Словарная работа: обогатить словарь детей словами: лаборант, лаборатория, прозрачная, невидимая, опыт.
Материалы и оборудование: карточки в виде капелек воды с загадками, фотографии, глобус; прозрачные пластиковые стаканы, сосуды цилиндрической формы разного сечения (более узкие и более широкие, емкости для воды, прозрачные бутылочки, сок, стакан с молоком; готовые рыбки для раскрашивания, краски, кисточки, салфетки, резиновая перчатка, кусочек пластилина и минеральная вода, стакан соленой воды и стакан пресной воды, яйцо.
Ход деятельности
Часть I. Введение в игровую ситуацию
Воспитатель обращает внимание детей на то, что когда он пришёл в детский сад, увидел на пороге ведёрко. Интересуется: не хотят ли они заглянуть, что в нём лежит? После того, как дети ответят на вопрос воспитателя, они начинают по очереди доставать из ведёрка карточки-капельки с загадками, воспитатель читает их вслух.
1. Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)Слайд2
2. Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)Слайд3
3. Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без … (Воды).Слайд 4
Воспитатель: Что объединяет наши отгадки? О чём мы с вами сегодня будем говорить?
Дети. О воде!
Воспитатель: А как вы думаете, для чего нужна вода?
Дети. -Чтобы пить, мыть руки, купаться, готовить пищу, стирать.
Воспитатель: - А вы и стирать умеете?
Дети. - Да, мы помогаем стирать маме.
Воспитатель: Покажите, как вы помогаете стирать?
Пальчиковая гимнастика – «Стирка».
Постираю чисто, с толком
Рубашку, кофту и футболку,
Свитерок и брюки -
Устали мои руки!
Воспитатель:- Ах, какие молодцы, настоящие помощники для мамы.
Воспитатель показывает глобус и спрашивает детей:
А вы знаете что это у меня?
Дети: Да, это глобус.
Глобус - это модель Земли. А что он означает?
Дети: Шар, землю где живет все живое и не живое.
Воспитатель: Слово глобус обозначает шар.
Наша планета Земля – огромный шар, который летает в космосе вокруг Солнца и одновременно вращается вокруг себя. Облетела Земля вокруг Солнца - прошёл год. Повернулась вокруг себя – прошли сутки, т. е. день и ночь.
Какого цвета на глобусе больше?
Дети. Синего.
Воспитатель. Что обозначено на глобусе синем цветом?
Дети. Синей цвет-вода, реки, моря и океаны.
Воспитатель. Если быстро раскрутить глобус, может показаться, будто он одноцветный голубой. Это потому, что этой краски действительно на нём намного больше, чем жёлтой, белой, зелёной, коричневой. А сегодня вы видели воду?
Дети. Видели! Она течёт из крана, это снег, лёд. А ещё мы видели воду в аквариуме, в чашке, в лейке и т. п.
Часть II. Практическое экспериментирование
Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, мы уже знаем много о воде, а сегодня познакомимся с её некоторыми свойствами. Для этого нам надо попасть в лабораторию и превратиться в лаборантов и тогда можно будет заняться нашими исследованиями. А сейчас давайте закроем глаза и хором скажем волшебные слова: 1,2,3,4,5 - можно опыт начинать!
Опыт 1. Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Свойство 1: вода – это жидкость.
Опыт 2. Предложить детям попробовать воду. Если у неё вкус? Объяснить, что когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует. Дать детям для сравнения попробовать сок. Вода безвкусная.
Свойство 2: безвкусная.
Опыт 3. Дети нюхают воду. Чем она пахнет? Совсем не пахнет, вода не имеет запаха.
Свойство 3 : не имеет запаха.
Опыт 4.
Воспитатель: На столе стоят два стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю опустить ложку в стакан с водой, другую – в стакан с молоком.
– Что заметили?
Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает. Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды: чистая вода прозрачна.
Свойство 4: вода прозрачна.
Опыт 5.
Воспитатель: А теперь воспользуемся другими сосудами, которые стоят на нашем столе. Обратите внимание на их форму.
Дети отмечают, что форма у всех сосудов разная: прямоугольная, круглая и т. д.
Воспитатель: Давайте перельём воду в один сосуд, а потом в другой. Посмотрите, что происходит с формой воды?
Ответы детей.
Воспитатель предлагает налить воду в резиновую перчатку. Итак, вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода - жидкость.
Вместе с детьми воспитатель формулирует следующее свойство воды: в отличие от твёрдых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который её наливают.
Свойство 5. Вода не имеет формы
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду в природе?
Ответы детей. Это море, реки, лужи и т. д
Воспитатель: В морях и океанах – вода солёная ( воспитатель привлекает детей к речевой работе: вода в море – как называют её по-другому? Дети. Морская.
Воспитатель. Вода в океане?
Дети. Океаническая
Воспитатель. Вреках, озёрах, родниках, болотах, (речная, озёрная, родниковая, болотная вода). Какая это вода? (в отличие от солёной, морской?
Дети. Не соленая.
Воспитатель. Пресная.
Воспитатель. А как вы думаете, ребята, что станет с яйцом, если мы опустим его в пресную воду?
Ответы детей. Будет плавать
Воспитатель: А что, если в соленую, морскую?
Ответы детей: Тоже будет плавать.
Опыт 6:
Воспитатель: Я принесла вам две емкости: в одной простая вода, пресная. А в другой морская, соленая. Давайте посмотрим, что же случится с яйцом, если его погрузить в эти воды.
Дети подходят к столу воспитателя. Воспитатель погружает яйцо сначала в пресную воду – яйцо тонет. Затем в морскую – яйцо – плавает.
Вместе с детьми воспитатель формулирует еще одно свойство воды: пресная и морская вода имеют разную плотность.
Свойство 6: Вода имеет разную плотность.
Часть III. Физкультминутка «Капельки и тучки»
На полу разложены обручи (на один меньше, чем детей). Это тучки. Все дети – это капельки. Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе. Как только музыка остановилась, каждая «капелька» должна занять любую «тучку». «Капелька», которой не хватило «Тучки», испарилась. Игра проводится 2-3 раза.
Часть IV
Воспитатель: А я приготовила вам сюрприз! Но прежде чем вам рассказать о нем, давайте вспомним, а кто живет в воде?
Ответы детей : Рыбы, водоросли, млекопитающие и многие животные.
Воспитатель: Я хочу загадать загадки. А вы попробуйте отгадать их. И так внимание:
Загадка: 1. Властелин семи морей,
В океане всех сильней.
Он плывет - вода бурлит.
Эта чудо-рыба -. (Кит). СЛАЙД 1.
2. В рот ей палец не клади,
За борт к ней не упади,
Ведь она в один присест
Жертву любопытства съест. (Акула) СЛАЙД 2
3. Восемь рук иль восемь ног.
Кто же это? (Осьминог.) СЛАЙД 3
4. Вот так Чудо! Вот так Диво!
Зонтик жжётся как крапива.
Зонтик плавает в воде.
Если тронешь - быть беде (Медуза.) СЛАЙД 4
5. Хвостом виляет, зубаста, а не лает. (Щука) СЛАЙД 5
6. У родителей и деток вся одежда - из монеток. (Рыбки) СЛАЙД 6
Воспитатель: Молодцы ребята! А вот вам обещанный сюрприз!
Воспитатель раздает каждому по рыбке и предлагает ее разукрасить в синий если занятие было скучным, в красный если занятие понравилось.
Дети разукрашивают рыбок.
Рефликсия: Какие молодцы, ребята. Какие замечательные рыбки у вас получились. Сегодня вы много интересного узнали о волшебнице воде.
Но пришла пора прощаться и пора нам возвращаться в свою группу. Закрыли глазки и все вместе произнесем волшебные слова: 1, 2, 3, 4, 5 вот и в группе мы опять.