Получи документы

Консультация для родителей «Приобщение ребенка к чтению»

Анна Владимировна Золотухина
Консультация для родителей «Приобщение ребенка к чтению»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей «Приобщение ребенка к чтению»

Дорогие друзья, Золотухина Анна Владимировна, воспитатель МКОУ «ООШ с. Михайловки» Харабалинского района Астраханской области, с радостью предлагает вашему вниманию статью на тему «Приобщение ребенка к чтению». Данный материал будет интересен воспитателям и родителям.

Консультация для родителей «Приобщение ребенка к чтению»

Темочки:

Сейчас весь мир озабочен тем, как вернуть книгу в руки ребенка.

Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения.

Книга-это воспитатель человеческих душ.

Малыш растет, а это значит, что каждый день его ждет все больше новых впечатлений, он активно познает мир и совершает множество открытий. Получает все больше разнообразной информации необходимой ему для дальнейшего правильного физического, психического и умственного развития. Новые знания дети получают от окружающих их людей, в первую очередь от родителей, а также из книг.

Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас. Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память. Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства.

Знакомство детей с художественной литературой дает лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей. Наша задача – приобщение наших воспитанников к детской литературе и детскому чтению, взаимодействуя с родителями. Мы хотим, чтобы наши дети были грамотными читателями. А ведь это очень не просто: воспринимать текст согласно авторскому замыслу. Чтобы в ребенке воспитать читателя, сам взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны малышу, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с малышом, быть искренним в выражении своих чувств.

Грамотного читателя-слушателя выделяют познавательные интересы, образная речь, умение быть интересным самому себе, умение занять себя делом. У таких детей лучше развиты память, внимание и воображение. Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху. Чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.

Приобщая ребенка к литературе, взрослые должны быть готовы к кропотливой, долговременной работе, которая в будущем обязательно даст свои плоды.

В процессе общения с детской литературой взрослые заметят. Как меняются их взгляды на природу детства, как все то, что раньше казалось незначительным, наполняется глубоким смыслом. Чтение должно быть ежедневным. Продолжительность чтения зависит от усидчивости ребенка, его интереса к читаемому.

Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность должна заставить нас родителей задуматься и попытаться, как-то исправить положение вещей.

У литературного произведения сейчас много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные игры. Они ярки, увлекательны, их воздействие активно. Они не требуют того внутреннего напряжения, переживания, той работы ума, которые естественны при чтении хорошей книги.

Находясь в электронном мире, дети научились обходиться без нас, взрослых. Поощряем и приветствуем такие взаимоотношения. Ведь они освобождают нас от постоянных «почему», «поиграй со мной» и т. д.

Необходимо сделать компьютер союзником книг. Именно сейчас мы должны не только обратить внимание, но и приступить к деятельному решению этих проблем.

На современном книжном рынке предоставлено море детских книг – покупай любую. Но чтобы книга стала помощником в воспитании и развитии ребенка и не навредила его здоровью, книгу надо уметь выбирать, что надо уметь выбирать, что поможет сохранить здоровье, а в первую очередь нормальное зрение, т. е. выбирать книги, соответствующие возрастным функциональным возможностям дошкольника.

А что такое возрастные функциональные возможности? Мы говорим с вами о детской книге, то необходимым условием для ее восприятия является определенный уровень созревания у ребенка таких физиологических систем, как нервная система, зрительная, двигательная, уровень развития, внимания. Но темпы развития у каждого ребенка индивидуальны.

Часто наше общение с ребенком в процессе чтения художественного произведения и не предполагает никакого разговора о прочитанном. Результат – полная потеря интереса к книге. Всегда надо помнить, что у ребенка дошкольного возраста речевой слух находится в процессе развития, и он не всегда может уследить за непрерывным потоком слов. Словарный запас и жизненный опыт не настолько велик, чтобы безупречно ориентироваться в звучащем тексте. За неправильно понятым словом или фразой порою встает целый мир детских видений.

С самого маленького возраста малышам нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку.

Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас. Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память. Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства.

Разнообразие детских книг удивляет, но не всегда радует. Важно помнить, что в любой книге, в том числе и детской, самое главное-содержание.

Рекомендации по приобретению литературы :

Маленькому ребенку всегда легче воспринимать рассказ, чем чтение. Поэтому рассказывайте ему сказки своими словами и одновременно рассматривайте картинки к книжке.

На третьем году жизни словарный запас быстро увеличивается, и ребенку можно уже читать стихотворения. Познакомьте с творчеством А. Барто, З. Александровой.

В этом возрасте можно знакомить ребенка со сказками зарубежных авторов, с богатырскими народными сказками, с рассказами о природе и животных, с творчеством К. Чуковского.

Детям 5-6 лет следует покупать яркие книги с крупным шрифтом и множеством красивых картинок, сюжет книги должен быть интересным, чтобы ребенку захотелось дочитать до конца. Книга в таком возрасте должна доставлять удовольствие. Выбирая книгу, обращайте внимание на количество диалогов в произведениях, ведь вы сможете читать по ролям.

Советы для родителей :

• Чаще говорите о ценности книги;

• Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи;

• Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой;

• Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины;

• Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию;

• Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибки не заостряйте внимание;

• Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи;

• Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги;

• Чаще устраивайте семейные чтения.

Совместным чтением вы открываете для своего ребенка интересный и красочный литературный мир. И помните, таким простым способом вы дарите своему ребенку огромное количество счастья и любви.

Подбор книг для детей дошкольного возраста

"Книга должна развивать ребенка,

но и одновременно - доставлять удовольствие"

Уважаемые родители!

Просим Вас осознавать всю важность каждодневного домашнего чтения ребенку вслух.

Предлагаю Вам подбор книг для детей дошкольного возраста.

Рекомендуемая литература для чтения в раннем возрасте

Рекомендуемая литература для чтения в младшем возрасте

(3-4 года)

Рекомендуемая литература для чтения в среднем возрасте

(4-5 лет)

Рекомендуемая литература для чтения в старшем возрасте

(5-6 лет)

Рекомендуемая литература для чтения в раннем возрасте

· Песенки, потешки, загадки.

Сказки:

· «Козлятки и волк» (обр. К. Ушинского) · «Теремок», «Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова) · Маша и медведь» (обр. М. Булатова) · «Курочка Ряба», «Репка» (обр. К. Ушинского)

Произведения поэтов и писателей России:

· З. Александрова «Прятки» · А. Барто (из цикла «Игрушки»)

· В. Берестов «Курица с цыплятами», «Большая кукла» · С. Маршак (из цикла «Детки в клетки») · В. Сутеев «Цыпленок и утенок», «Кто сказал «Мяу» · Е. Чарушин «Курочка» · Н. Пикулева «Лисий хвостик» · С. Маршак «Сказка о глупом мышонке» · Л. Толстой «Спала кошка на крыше…», · К. Чуковский «Федотка», «Путаница» · В. Бианки «Лис и мышонок» · Н. Павлова «Земляничка»

Произведения поэтов и писателей разных стран:

· С. Капутикян «Все спят», «Маша обедает» (пер. Т. Спендиаровой) · Д. Биссет «Га-га-га» (пер. Н. Шерешевской) · П. Воронько «Обновки» (пер. С. Маршака) · Ч. Янчарский «В магазине» игрушек», «Друзья» (из книги «Приключения Мишки Ушастика пер. В. Приходько)

Рекомендуемая литература для чтения в младшем возрасте (3-4 года)

Сказки:

· «Рукавичка» (обр. Е. Благининой)

· «Упрямые козлы» (обр. Ш. Сагдуллы)

· «У страха глаза велики» (обр. М. Серовой

· «Лесной мишка и проказница мышка» (обр. Ю. Ванага)

· «Коза-дереза» (обр. Е. Благининой)

· «Волк и козлята» (обр. А. Н. Толстого)

· «Бычок – черный бочок белые копытца» (обр. М. Булатова)

Произведения поэтов и писателей России:

· К. Бальмонт «Осень»

· А. Блок «Зайчик»

· А. Майков «Колыбельная песня», «Ласточка примчалась»

· Э. Мошовская «Жадина»

· С. Маршак «Зоосад»

· С. Черный «Про катюшу», «Приставалка»

· М. Зощенко «Умная птичка»

· Г. Цыферов «Про друзей»

· К. Чуковский «Так и не так»

· Н. Носов «Ступеньки»

· Д. Хармс «Храбрый еж»

· В. Сутеев «Три котенка»

· Ю. Дмитриев «Синий шалашик»

Произведения поэтов и писателей разных стран:

· Е. Виеру «Ежик и барабан» (пер. Я. Акима)

· Л. Милева «Быстроножка и серая Одежка»

· А. Милн «Три лисички» (пер. Н. Слепаковой)

· Л. Муур «Крошка енот и тот, кто сидит в пруду»

· Б. Поттер «Ухти-Тухти» (пер. О. Образцовой)

· Й. Чапек «Трудный день», «В лесу» (пер. Г. Лукина из книги «Приключения песика и кошечки»)

· О. Альфаро «Козлик-герой» (пер. Т. Давитьянц)

· О. Понку-Яшь «Покойной ночи, Дуку!» (пер. М. Олсуфьева)

Рекомендуемая литература для чтения в среднем возрасте

(4-5 лет)

Народные сказки:

· «Пастушок с дудочкой» (пер. Л. Кузьмина, «Как собака друга искала» (обр. С. Фетисова)

· «Ивовый росток» (пер. Н. Фельдман под ред. С. Маршака)

· «Лисичка со скалочкой» (обр. М. Булатова, «Колосок» (обр. С. могилевской)

Литературные сказки:

· С. Козлов «Зимняя сказка», М. Москвина «Что случилось с крокодилом»

· Г. Остер «Одни неприятности», «Хорошо спрятанная котлета»

· Г. Цыферов «В медвежачий час»

· Д. Биссет «Про поросенка, который учился летать» (пер. Н. Шерешевской)

· Дж. Родари «Собака, которая не умела лаять»

· А. Балинт «Гном Гномыч и Изюмка» (пер. Г. Лейбутина)

Рассказы:

· В. Бианки «Подкидыш», Л. Воронкова «Как Аленка разбила зеркало»

· В. Драгунский «Тайное становиться явным», Е. Пермяк «Торопливый ножик»

· М. Пришвин «Ребята и утята», «Журка», Н. Романова «Котька и птичка», «У меня дома пчела»

· Е. Чарушин «Почему Тюпу прозвали Тюпой», «Воробей», «Лисята»

· Л. Берг «Пит и воробей» (из книга «Маленькие рассказы про маленького Пита»)

· Я. Сегель «Как я стал обезьянкой»

Поэзия:

· З. Александрова «Дождик», Е. Благинина «Эхо»

· Ю. Кушак «Новость», Ю. Мориц «Огромный собачий секрет»

· Г. Сапгир «Садовник», Р. Сеф «Чудо»

· И. Токмакова «Ива», «Сосны», Д. Хармс «Игра», «Врун»

· Я. Бжехва «Клей» (пер. Б. Заходера, Г. Виеру «Я люблю» (пер. Я. Акима)

· Я. Райнис «Наперегонки» (пер. Л. Мезинова, Ю. Тувим «Овощи» (пер. С. Михалкова)

· Э. Мошковская «Добежала до вечера», Л. Берестов «Кто чему научится», Ю. Кушак «Сорок срок»

Рекомендуемая литература для чтения в старшем возрасте (5-6 лет)

Художественные тексты для длительного чтения :

· А. Пушкин «сказка о царе Салтане…», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

· П. Ершов «Конек-горбунок», С. Аксаков «Аленький цветочек»

· В. Гауф «Маленький Мук». «Карлик Нос», Г. Х. Андерсен «Снежная королева», · А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино», А. Милн «Вини-Пух и все-все-все», Т. Янсон «Шляпа волшебника», «Волшебная зима»

· Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», Дж. Родари «Приключения Чиполлино»

· Былины:

«Русские богатыри» (обработка для детей И. Карнауховой)

Волшебное в реальном:

· К. Чуковский «Доктор Айболит», Ю. Дружков «Приключения Карандаша и Самоделкина»

· Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот», «Крокодил Гена и его друзья», «Гарантийные человечки»

· А. Волков «Волшебник Изумрудного города», Г. Остер «Остров Эскадо»

· А. Линдгрен «Малыш и Карлсон», П. Трэверс «Мери Поппинс», Дж. Родари «Путешествие Голубой стрелы»

Необычный взгляд на обычный мир:

· В. Бианки «Мышонок Пик», «Синичкин календарь», А. Секора «Муравья не сдаются»

· В. Бонзельс «Пчела Майя и ее приключения», Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави», А. Чехов «Каштанка»

Перевернутый мир:

· Д. Биссет «Забытый день рождения», Г. Остер «Сказочные рассказы: Привет мартышке. Зарядка для хвоста. Великое закрытие», И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А», Ю. Дружков «Волшебная школа», Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена» (часть 1, Б. Житков «Что я видел», Н. Забила «Катруся уже большая»

· Н. Носов «Дружок» «Фантазеры», «Огородники», «Мишкина каша» и др. рассказы.

· В. Драгунский «Денискины рассказы», Б. Емельянов «Дед Макабка», «Рассказы о маме»

· С. Баруздин «Равви и Шаши», Ю. Коваль «Алый», А. Гайдар «Чук и Гек», М. Зощенко «Леля и Минька» (цикл рассказов)

· А. Линдгрен «Приключения Эмиля из Лённеберги», С. Маршак «Веселое путешествие от «А» до «Я»

Художественные тексты для непродолжительного чтения :

1. Сказки разных народов, в том числе Русские сказки (в обработке русских писателей) :

· «Иван – царевич и Серый волк», «Царевна-лягушка», «По щучьему веленью», «Финист - ясный сокол», «Сивка-Бурка» и др.

2. Немецкие сказки:

· «Бременские музыканты», «Король - Дроздовик», «Юный великан», «Храбрый портняжка» и др.

3. Сказки и истории:

· Г. Х. Андерсен «Новое платье короля», «Стойкий оловянный солдатик», «Старый уличный фонарь», «Свинопас», Ш. Перро «Кот в сапогах», «Спящая красавица», Р. Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе», «Как было написано первое письмо», «Как была придумана азбука», «Откуда взялись броненосцы», В. Одоевский «Городок в табакерке», Д. Нагишкин «Айога, П. Бажов «Серебряное копытце», «Огневушка-поскакушка», С. Маршак «Двенадцать месяцев», А. Гайдар «Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове», К. Паустовский «Теплый хлеб»

4. Реалистические истории:

· К. Ушинский «Дети в роще», Л. Толстой «Птичка», «Пожар», «Лев и собачка», «Филиппок» и пр.

· К. Паустовский «Кот-ворюга», «Растрепанный воробей», А. Гайдар «Поход», «Совесть»

· Л. Письменный «Верный», «Веснушка», В. Бианки «Снежная книга», «Музыкальная канарейка»

· М. Пришвин «Лисичкин хлеб», «Изобретатель», «Лесной доктор», «Лесной хозяин», «Как поссорились кошка с собакой»

· Г. Снегирев «Бобровая хатка», «Бобренок», «Морская сника2, «Осьминог», «Обитаемый остров»

· Е. Чарушин «Хитрая мама», «Свинья», «Птичье озеро», «Страшный рассказ»

· Б. Емельянов «Сапоги-собаки», «Кот-пожарный», «Васька», Н. Сладков «Птенцы-хитрецы»

Поэтические произведения:

· Фольклорные стихотворные тексты (считалки, скороговорки, загадки, прибаутки, небылицы)

· Сказки в стихах (по фольклорным мотивам)

· В. Жуковский «Кот в сапогах», «Спящая красавица», А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.

Стихи-перевертыши:

Э. Лир, Д. Хамс, Н. Заболоцкий, Э. Успенский, Г. Остер и др.

Тематические подборки стихов для детей:

К. Чуковский, С. Маршак, Б. Заходер, А. Барто, С. Михалков, Я. Ким, И. Токмакова, С. Баруздин, Г. Остер, В. Маяковский, Саша Черный, Ю. Тувим.

Лирические стихи:

В, Жуковский, А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, А. Фет, А. Плещеев, А. Майков, Н. Некрасов, С. Есенин, И. Бунин, А. Блок др.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как приучить ребенка к чтению?»Консультация для родителей «Как приучить ребенка к чтению?» "Чтобы воспитывать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение "А. П. Чехов Каждый родитель мечтает о том, чтобы их дети.

Консультация для родителей «Как приучить ребенка к чтению»Консультация для родителей «Как приучить ребенка к чтению» Каждый родитель мечтает,чтобы привить ребенку любовь к чтению. Ведь от умения хорошо читать зависят образование. круг общения и даже безопасность.

Консультация для родителей «Показатели готовности ребенка к чтению» Чтение - это не просто механическое складывание букв в слова, в слов в предложения. Чем больше, к моменту освоения чтения у ребенка накопилось.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Приобщение ребенка к чтению»
Опубликовано: 26 января 2025 в 10:53
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Приобщение ребенка к чтению»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Владимировна Золотухина (УИ 1089158) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
05 февраля 2025 среда
Читаем детям вслух!
Проводим викторины и интеллектуальные игры!
Собираем пирамидки!
06 февраля 2025 четверг
Поздравляем солдат с Днем Защитника Отечества!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД