Надежда Светкина
Рекомендации по использованию игр в формировании уважения к защитникам Отечества
▼ Скачать + Заказать документы
Во все времена русские люди вставали на защиту Родины, движимые чувством долга и верой в правое дело. Поднимались русские богатыри против татаро-монгольского иго, изгоняли польских захватчиков ополченцы Минина и Пожарского, доблестно сражалась русская армия в день Бородина, в годы Великой отечественной войны на защиту страны встал весь народ от мала до велика. (1 слайд)
Сегодня герои рядом с нами – спасатели, врачи, солдаты - пишут новые страницы великой летописи мужества нашей Родины. Российская армия новыми подвигами доказывает свою верность присяге и Отечеству. Русские воины на СВО, выполняя поставленные задачи, демонстрируют мужество, стойкость и профессионализм, защищая мирное население и обеспечивая безопасность нашей Родины. (2 слайд)
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, социальная адаптация в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. В этом возрасте образы воспитания очень ярки и сильны, поэтому они остаются в памяти ребенка надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании гражданственности и патриотизма. (4 и 5 слайд)
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка: внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра – своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Игра – отражение жизни. Здесь всё «как- будто», «понарошку», но в этой обстановке, которая создаётся воображением ребёнка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребёнок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их, как живых, понимает, что он не «правдашний» лётчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой. Через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Особенно увлекают детей героические профессии. Любимые игры – полёты космических кораблей, охрана границы, путешествие на Северный полюс, в Антарктиду. У мальчиков обычно популярны игры в войну, в этом проявляется их тяга к героическому, преклонение перед мужеством, смелостью, силой. Такие игры помогают формированию патриотических чувств, дисциплинируют детей, объединяют их в дружный коллектив. (6 слайд)
Задача воспитателя – помочь ребятам организовать эти игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями, показать благородную роль Армии и объяснить, что весь наш народ борется за мир против войны. В творческих играх закрепляются у ребят понятия о преданности Родине, солдатском долге, представления об отваге, бесстрашии, героизме наших воинов. И это можно все реализовать через все виды игр: дидактические, настольно-дидактические, пальчиковые, словесные, спортивные и подвижные игры, сюжетно-ролевые. (7 слайд)
Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей.
Например: игра «Один — много».
Назовите защитников Отечества в единственном числе, во множественном.
Скажите, кого много в армии. (В армии много солдат. В армии много летчиков.)
Танкист — танкисты — танкистов.
Скажи, как называется человек, который:
летает на самолете -.
летает на вертолете - (вертолетчик)
управляет танком -.
служит в пехоте -.
Скажи, какое слово здесь лишнее и почему:
Танкист, радист, артиллерист, хоккеист.
Подводный, подводник, подводить, водолаз.
Настольные игры – военные наборы (8 слайд)
Дидактические игры: «Наши Защитники»
1. Взрослый раздаёт детям карты с изображением Защитников Отечества и перемешанные маленькие карточки. Взрослый показывает маленькую карточку детям и спрашивает:
-Что изображено на карточке и кому это нужно?
Ребёнок должен ответить:
-Это танк. Он нужен танкисту.
2. Перед детьми лежат карточки с изображением военных и соотнесены маленькие карточки с предметами. Но допущены ошибки. Задача ребёнка – исправить ошибки и объяснить свой выбор.
3. Расположите перед ребёнком несколько карточек (от 5 до 9, попросите ребёнка запомнить их. Затем попросите ребёнка вспомнить и назвать предметы, которые он запомнил.
После чего отверните ребёнка или попросите его закрыть глаза и поменяйте местами некоторые карточки. Попросите ребёнку угадать, что изменилось. (9 слайд)
Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется так же в процессе использования военно-спортивных подвижных игр: «Зарничка», «Взятие крепости», «Полоса препятствий», «Перетягивание каната», «Царь горы». (10 слайд)
Сюжетно-ролевая игра используется как одна из активных форм работы по патриотическому воспитанию детей. Эти игры имеют по сравнению с другими играми ряд преимуществ: позволяют включить большое количество ролей, удовлетворить разные интересы детей, объединить их общими переживаниями, что так важно для нравственного развития. Особо ценными являются игры, в которых дети принимают на себя роли исторических или современных героев. Такие сюжетно-ролевые игры как «Юные защитники», «Помоги раненому бойцу», «Пограничники», помогают ребятам понять значимость подвига людей, защищавших родину. Дети могут играть роли солдат, врачей, строителей и других участников исторических событий. (с 11по 15 сл.)
В процессе игры педагоги рассказывают о важных датах, показывают изображения военной техники, флагов и медалей, что стимулирует интерес детей к истории страны. Это способствует формированию патриотических чувств через эмоциональное сопереживание. (16 слайд)