Пиданова Галина Анатольевна
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Юный путешественник»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие
познавательно - исследовательская деятельность в старшей группе «Юный путешественник»
Цель: Расширить знания детей об окружающем мире
Задачи:
• Продолжать развивать у детей умение сравнивать предметы.
• Развивать познавательно - исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, фокусы, привлекая к простейшим экспериментам.
Публикация «Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „Юный путешественник“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
• Закреплять представления о предметах и явлениях окружающей действительности.
• Формировать умение обследовать предметы. Расширять представление о фактуре предметов (гладкий, шероховатый)
•
Оборудование
Предварительная работа: изготовление макета горы, пластмассовая ёмкость и монтажная пена.
• макет вулкана,
• моющее средство,
• пемза,
• пластилин, стека, доска для лепки
• камешки,
• ёмкости с водой.
• • иллюстрации с изображением вулканов;
• карта мира;
• сода;
• уксус;
• сухая красная краска;
• чайные ложки;
• глобус.
• Пластиковые стаканчики
• Песок
• иллюстрации к дидактической игре
• Ватные палочки
• Салфетки
Ход занятия
Играет музыка «В мире природы». Входят дети и останавливаются у первого стола.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный день. Мы с вами отправимся в путешествие и побываем на островах, где встретимся с разными животными. Нас ждут невероятные приключения и множество загадок. Если мы их разгадаем, то в конце путешествия сможем открыть секрет хорошего настроения. Вы готовы отправиться в путь?
Дети: да!
Воспитатель предлагает детям встать в круг и показывает глобус.
Воспитатель рассказывает детям о том, что сначала планета Земля была покрыта водой, а потом только начала зарождаться суша. Появились равнины, пустыни, горы. Но многие участки суши до сих пор не могут найти своего места и передвигаются под землёй. Из-за этого происходят землетрясения и извержения вулканов.
И я хочу сначала спросить, кто знает, что же означает слово - материк.
Материк – это огромные участки суши, со всех сторон или почти со всех сторон окруженные водой.
Воспитатель: А вы хотели бы посмотреть на извержение вулкана? Я предлагаю посетить 6 материков и посмотреть извержение вулкана «Ключевская сопка». Ну что согласны? (Да) Тогда в путь!
Воспитатель: Для этого нужно выбрать себе кораблик, на котором вы хотели бы плыть, произнести волшебные слова и запустить его в море. Таз, наполненный водою - это море голубое, И плывут там не скорлупки - Это шлюпки, это шлюпки! Наклоняюсь к парусам. Вместо ветра дую сам.
Дети выбирают кораблик понравившегося цвета и запускают его в воду. Дуют на него, чтобы он поплыл.
1. Антарктида - На столе кусок льда. иллюстрации: пингвин, морж, белый медведь; ёмкость с водой, салфетки, тарелка с жиром.
Опыт: «Волшебные свойства жира»
Ни одно место в мире не сравниться с огромной белой пустыней, где есть четыре основных элемента: снег, лед, вода и скалы.
Воспитатель: - Дети, как вы думаете, почему этот материк покрыт снегом? (низкая температура)
-Как называются эти животные?
-Чем они питаются?
-Почему не замерзают?
Давайте проведём опыт, который объяснит, почему животные не замерзают и остаются сухими.
-Окунём руку в емкость с водой. Что произошло? (стала мокрой)
(вытираем руку салфеткой)
-Давайте намажем наши руки жиром, а затем окунём в воду, что произошло? Вода скатилась капельками с руки. А это значит, что у этих животных густой мех, который покрыт жиром, который выделяет специальная жировая железа.
(вытираем руки салфеткой)
Отправляемся на следующий материк…
2. Северная Америка - Логические загадки от крокодила Гены.
Этот материк полон чудес, здесь добывают драгоценный металл - золото. Здесь протекает большая река Миссисипи - а в ней водятся …
По реке плывёт бревно-
Ох, и злющее, оно
Тем, кто в речку угодил,
Нос, откусит (Крокодил)
Многие народы мира, например, древние египтяне, считали, что крокодил – священное животное, поэтому поклонялись наравне с богами.
Чтобы пережить отсутствие пищи и засуху, некоторые виды крокодилов впадают в спячку. При этом у них замедляется обмен веществ и робота всех жизненно важных органов. В таком состоянии крокодил может прожить около 2 лет. Крокодилы - опасные хищники. Но есть и добрый крокодил…
-Кто может сказать, как его зовут?
- А как зовут его друга?
-Так вот, крокодил Гена приготовил нам логические задачи, и я предлагаю их решить… - Вы согласны?
1. У домика утром
Два зайца сидели
И дружно веселую песенку
Пели.
Один убежал,
А второй вслед глядит.
Сколько у домика
Зайцев сидит?
2. Три голубя белых на крыше сидели.
Два голубя снялись и улетели.
Ну-ка, скажите мне поскорей,
Сколько осталось сидеть голубей?
3. На плетень взлетел петух.
Повстречал еще там двух.
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов?
4. Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке.
Тут одна к ним прибежала.
Сколько вместе кошек стало?
Переходим к следующему материку.
3. Южная Америка - насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы.
Д/и «Убери лишнее и посчитай»
- Дети, я предлагаю вам поиграть в игру, в которой вы должны убрать со стола всех животных, которые не относятся к насекомым. А затем пересчитать насекомых (Счет до 10 и обратно).
ФИЗМИНУТКА
Видим, скачут по опушке
Две зелёные лягушки
Прыг- скок, прыг- скок
Прыгать с пятки на носок
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо наклонялись,
влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет! (Дети сопровождают чтение стихотворения движениями.)
4. Австралия - иллюстрации
Одно из самых интересных мест на нашей планете! Хотя большую часть страны занимают полупустыни и пустыни, здесь имеются разнообразные ландшафты от альпийских лугов до тропических джунглей. Это родина Кенгуру.
-В чем особенность кенгуру? (носит детенышей в сумке)
Д/и «Противоположности»- знакомство детей с противоположными свойствами предметов, развитие памяти, внимания, образного и логического мышления. Игра с развивающими карточками.
5. Африка - иллюстрация слона
Африка является домом и для самого большого «сухопутного» животного
Настоящий великан.
Из далёких тёплых стран.
В хобот воду набирает,
А потом фонтан пускает.
Очень крепок и силён.
Догадались? Это - …
(Слон)
- Что вы, можете рассказать про слона? (ответы детей)
«Куда исчезла вода»
Материал: ваза с песком, стаканчики с водой.
Ход эксперимента:
В вазу с песком нальём воды. Потрогаем песок.
Какой песок? (сухой)
Каким он стал? (мокрым)
Куда исчезла вода? (впиталась)
Вывод: вода быстро впитывается в песок.
6. Евразия - макет вулкана, сода, уксус, моющее средство, вода, красная пищевая краска, камень-пемза, булыжники, ёмкость с водой, пластилин, пластиковые тарелки, стека, доска для лепки.
Воспитатель и дети проводят опыт «Извержение вулкана»
Воспитатель: Лава – это часть магмы, которая вырывается на поверхность. Изливаясь, лава сжигает всё на своём пути, постепенно застывает. Застывшая лава очень богата полезными ископаемыми и минералами. Это пемза - кусочек застывшей лавы.
(Воспитатель раздаёт детям пемзу, они исследуют её.)
Воспитатель: Какая она на ощупь?
Дети: Она шероховатая.
(Воспитатель раздаёт детям камешки, они сравнивают их с пемзой.)
Воспитатель: Какие на ощупь камни?
Дети: Они гладкие.
Воспитатель: Сравните по весу камешек и пемзу. Что вы можете сказать?
Дети: Камешек тяжёлый, а пемза лёгкая.
Воспитатель: Что можете сказать о внешнем виде?
Дети: Пемза имеет дырочки, а камни - нет.
Воспитатель: Отпустите пемзу в воду, я отпущу камни, что вы наблюдаете?
Дети: Пемза не тонет, а камни тонут.
Воспитатель: Почему? Как вы думаете?
Дети: Камни тяжёлые, а пемза лёгкая, так как в ней есть дырочки, наполненные воздухом.
Воспитатель: Правильно, в пемзе есть поры, в которых находится воздух, поэтому пемза лёгкая и не тонет.
Воспитатель: Видели ли вы, где применяют пемзу?
(Дети делятся своими мыслями.)
Воспитатель: Благодаря её шероховатой поверхности, пемзу применяют в удалении грубой кожи на пятках, в шлифовке деревянных изделий, измельчив, её используют в изготовлении лекарств и моющих средств, так как в её составе много полезных ископаемых. Мы её с вами тоже сегодня используем - для выполнения поделки.
Воспитатель: Я вам предлагаю смастерить любую вещь или какое – то животное, прилепляя к пемзе недостающие детали из пластилина.
(Практическая работа) звучит музыка «Звуки природы»
Воспитатель: Что нового вы узнали о вулкане?
Что вы узнали о пемзе?
Что вы смастерили? Расскажите о своей поделке, назовите её.
(Дети отвечают на вопросы, презентуют свои работы)
-Что такое материк?
-Сколько всего материков на земле?
-Как они называются?
Рефлексия
-Хочу у вас спросить….-Так в чем секрет хорошего настроения?
(ответы детей)
Если вам понравилось, то можете -похлопать, а если нет- потопать.
Детям вручаются медали «Юного путешественника»