Алла Синякина
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства масла»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Удивительные свойства растительного масла»
Цель: Формирование представлений детей о растительном масле и его свойствах.
Задачи:
Публикация «Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности „Свойства масла“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
В области «Познавательное развитие» : закреплять и уточнять знания детей о свойствах растительного масла (растительное масло имеет запах, но если его очистить оно запах потеряет, масло легче воды, оно не перемешивается с водой, масло обладает полезными свойствами);
учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, зрительное и слуховое восприятие;
В области «Социально-коммуникативное развитие» :
закреплять умение работать в коллективе, соблюдать правила безопасности во время опытов, воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
В области «Речевое развитие» : способствовать обогащению активного словаря, развивать связную речь, развивать умение отвечать полными предложениями, вести беседу в процессе совместной исследовательской деятельности
В области «Физическое развитие» : повысить работоспособность детей, предупреждение переутомляемости детей
Предварительная работа: проведение элементарных опытов, определяющих свойства растительного масла, просмотр видеофильма о том, как получают растительное масло
Словарная работа: лаборатория, масло, газ, краситель
Материал:
Раздаточный: 0,5 растительного масла в бутылке, замороженные цветные льдинки одна шипучая таблетка, чайная ложка, прозрачный стакан 2 штуки, шприц без иглы с красителем, пластмассовая пробка от бутылки, палочка, фартуки на каждого.
Демонстрационный: таз, теплая вода, масло растительное, дуршлаг, два бокала и пластиковая карта.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята сегодня к нам на занятие пришли гости давайте поздороваемся. А сейчас встанем в круг и возьмемся за руки :
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята я задам вам несколько вопросов об очень распространенном продукте, который нам встречается с вами практически каждый день, а вы постараетесь на них ответить и определить, о чем мы сегодня с вами будем беседовать.
1. Этот продукт много не съешь
2. Это жидкое вещество желтого цвета
3. Он всегда есть на кухне
4. С его помощью делают краски
5. Оно обладает полезными свойствами
6. Может иметь приятный запах семечек подсолнуха
(ответы детей)
Правильно, сегодня мы с вами поговорим о растительном масле, как настоящие ученые-исследователи. Вы знаете учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?
Лаборатория.
В лаборатории надо соблюдать определенные правила. Их много, но мы с вами будем выполнять самые главные
1. соблюдать тишину, не перебивать друг друга,
2. не мешать друг другу,
3. работать тихо, аккуратно, внимательно.
Воспитатель: Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе. Давайте отправимся в нее проводить опыты (дети садятся за стол).
Воспитатель: Ребята, сегодня вместе с вами мы узнаем много интересного об удивительных свойствах растительного масла. Я подготовила вам несколько занимательных опытов, надеюсь, вы с ними справитесь. Ну что ж, давайте разбираться. Будете моими помощниками –лаборантами?
И так ребята, вы готовы к работе? Давайте поговорим с вами о некоторых свойствах масла, которые вы знаете.
1. В каком виде бывает растительное масло (в жидком)
2. Где используют растительное масло (для приготовления пищи, майонезов, соусов в кулинарии)
3. С помощью какого органа люди могут понять, что перед ними растительное масло (глаза, язык)
Дети отвечают на вопросы
Воспитатель: Молодцы ребята! У этого вещества много удивительных свойств, кроме тех, что вы вспомнили. Масло обладает не только полезными, но и забавными свойствами.
Давайте проведем первый опыт.
Опыт №1
Воспитатель: Для опыта возьмите пустой стакан под №1 и налейте в него растительное масло до половины, затем опустите в него несколько льдинок разного цвета.
Посмотрите, что произойдет с маслом и льдинками.
Вывод: льдинки опустились вниз потому что они тяжелее масла.
Опыт №2
Воспитатель: Ребята возьмите стакан под №2 с водой и налейте с верху в него растительное масло. Посмотрите ребята, что случилось с с маслом оно поднялось в вверх (ответ детей- масло легче воды) Правильно. А теперь опустите в масло пластмассовую крышку в масло Что произошло? (ответы детей- крышка тонет в масле, но не тонет в воде)
Итак ребята сделаем вывод: масло легче воды поэтому оно всегда поднимается вверх; крышка тонет в масле из-за того, что масло вязкое и плотное. Ребята, а теперь достаньте ложкой крышечку и положите ее на салфетку.
Сейчас я вам продемонстрирую опыт, который наглядно доказывает то, что масло легче воды посмотрите.
Нам понадобятся два бокала один с маслом а второй с водой с помощью пластиковой карты я поставлю бокал с водой на бокал с маслом и вы увидите что произойдет (масло и вода поменяются местами потому что они имеют разную плотность) Вывод : масло легче воды.
А сейчас встаньте возле стульчиков и разомнемся.
Физкультминутка:
Как живешь? (дети показывают жестами)
Как поешь?
Как грустишь?
Как идешь?
Обед ждешь?
Как стоишь?
Как молчишь?
Как сидишь?
Воспитатель: Молодцы ребята, отдохнули, а теперь давайте продолжим наши исследования.
Опыт №3
Воспитатель: Этот опыт называется «Лавовая лампа». У вас на столе уже стоит стакан с маслом и водой под № 2 вам нужно взять шприц с красителем и аккуратно добавить его в масло. Что же произошло? (ответы детей – масло не окрасилось, а краситель образовал шарики) и последний шаг в этом опыте : нужно положить шипучую таблетку в данный раствор, что вы наблюдаете, какая происходит реакция? Делаем вывод: краситель не окрашивает масло, шипучая таблетка выделяет газ, который высвобождаясь поднимается к верху заставляет двигаться воду и масло.
Воспитатель: Ребята, а еще масло может создавать тонкую пленку на поверхности. Посмотрите пожалуйста опыт, который я вам покажу.
Необходимо взять дуршлаг, кисть и смазать его маслом затем медленно влить в него воду, она осталась внутри дуршлага и не вылилась, почему.
Вывод : масло может создавать пленку и не пропускать жидкость.
Опыт №4
Ребята, а как вы думаете, если мы возьмем и палочкой перемешаем масло с водой что произойдет? (предположения детей).
На этот вопрос нам поможет ответить следующий опыт.
А сейчас давайте вернемся к нашему стакану под № 1 ,в котором находились льдинки, что с ними произошло? (ответы детей- льдинки растаяли и превратились в капли окрашенной воды). Все правильно, а как вы думаете, если мы возьмем палочку и перемешаем масло и воду, что с ними произойдет?
1. произойдет взрыв.
2. вся жидкость станет бесцветной
3. все смешается
4. жидкости расслоятся
Дети выдвигают варианты ответов.
Итак доведем наш опыт до конца и посмотрим, что же получится.
Вывод : масло и вода расслоились потому что это две совершенно разные жидкости.
Вы молодцы, справились со всеми экспериментами и узнали много нового об удивительных свойствах растительного масла. Желаю вам новых, интересных открытий!
Итог занятия :
Воспитатель: Ребята, работа в нашей лаборатории подошла к концу, давайте расскажем, что нового мы сегодня узнали о масле,и кому что понравилось. Не надо расстраиваться тем у кого что-то не получилось, ведь все, что мы с вами сегодня делали в нашей лаборатории можно повторить дома с родителями я думаю, что им это все тоже будет интересно. Спасибо вам ребята, и всем спасибо за внимание.
Конспект открытого занятия
по познавательно-исследовательской деятельности
в подготовительной группе
Тема «Удивительные свойства растительного масла»
Подготовила : воспитатель Синякина А. В.