Чалабиева Виктория
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Круговорот воды в природе» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Наличие у детей интереса к познавательной деятельности, влияет на развитие познавательных способностей у ребёнка. К детским вопросам следует относиться серьезно, поддерживая у них желание, задавать их, благожелательно разъяснять то, о чем они спрашивают. Раздвигая круг интересов дошкольника, расширяя его знания о мире, мы укрепляем его любознательность. Воспитателем создаются условия для детского экспериментирования и исследования.
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности „Круговорот воды в природе“ в старшей группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Проводимые с детьми опыты, эксперименты и исследования, одна из возможностей проявления познавательного интереса. Основная цель их проведения – овладение средствами и способами умственной деятельности. Развивающий эффект занятий может быть гораздо более широким, если в результате у детей возникает интерес, потребность к познавательной деятельности.
Воспитатель, ставя перед собой цель развития познавательной мотивации и познавательных интересов у детей, должен создать ситуацию, включающую, познавательную задачу. Создать условия для положительного эмоционального отношения к ней.
КОНСПЕКТ
по познавательно-исследовательской деятельности.
Тема: «Круговорот воды в природе»
(старшая группа)
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: познакомить детей со схемой круговорота воды в природе, подчеркнуть взаимосвязь температуры окружающей среды и состоянием воды.
Обучающие задачи:
учить соотносить время года с температурой и с агрегатным состоянием воды;
продолжать учить прослеживать взаимосвязь между настроением, речью и эмоциями.
Развивающие задачи:
развивать умение прослеживать причинно-следственные связи; память и воображение.
Воспитывающие задачи:
воспитывать внимание, умение слушать других;
уважительное отношение к гостям;
умение общаться вежливо, не перебивая друг друга.
Оборудование: интерактивная доска; магнитный мольберт (картинки-схемы эмоций); музыкальное сопровождение; слайды.
Предварительная работа:
1) рассматривание слайдов и иллюстраций по теме;
2) отгадывание загадок;
3) беседы (времена года, сезонные изменения в природе, эмоции, состояния);
4) проведение опытов и экспериментов по теме (изменения агрегатного состояния воды);
5) рисование снежинок;
6) изготовление снежинок из цветной бумаги.
Активизация словаря: пар, испариться, превратиться
Методы и приемы:
Наглядные: рассматривание слайдов, иллюстраций по теме.
Словесные: рассказ, вопросы, отгадывание загадок.
Игровые: физкультминутка, имитационные движения.
Этап работы:
1. Организационный момент
Деятельность педагога:
Воспитатель звонит в колокольчик
Собрались все дети в круг
Я твой друг – и ты мой друг
Вместе за руки возмемся
И друг другу улыбнемся.
Деятельность воспитанников:
Дети встают в круг, потом садятся на стульчики.
Деятельность педагога:
- Ребята, сегодня мы принимаем друзей у себя в детском саду. Мы готовы к встрече гостей?
Деятельность воспитанников:
- Да
Деятельность педагога:
- Тогда слушайте.
Этап работы:
2. Основная часть
- знакомство с гостями;
- физкультминутка;
- отгадывание загадок.
Деятельность педагога:
Жили-были три росинки, три подружки.
- Как вы думаете, как их звали?
Воспитатель показывает картинки - схемы трех росинок с яркими эмоциями – смех, грусть удивление.
Деятельность воспитанников:
- Ответы на вопросы.
- Смешинка
- Грустинка
- Удивлинка
Деятельность педагога:
Все лето жили они на цветах, но вот подул северный ветер, с деревьев опали все листочки, стало совсем холодно, очень холодно и наши подружки, как и все другие капельки испарились, поднялись в небо, и там, превратились в ….
Деятельность воспитанников:
- снежинки
Деятельность педагога:
Вот летят они с неба, со своего снежного облака, кружатся в воздухе и переговариваются:
Смешинка смеется и говорит:
- «Посмотрите как красиво, внизу все маленькое и как весело кружится в воздухе. Ах! Какая я красивая: вся резная, ажурная».
Деятельность педагога:
Воспитатель показывает слайд с изображением стилизированной снежинки – смех.
Кто это говорит? Как ее зовут?
Деятельность воспитанников:
- Снежинка Смешинка
Деятельность педагога:
- «Как жаль, что мы спускаемся со своего облачка, мы теперь такие холодные».
Воспитатель показывает слайд снежинки – грусть.
Кто это говорит? Как ее зовут?
Деятельность воспитанников:
- Снежинка Грустинка
Деятельность педагога:
- «Как удивителен мир, он огромный! Какая я легкая, воздушная! О!
Воспитатель показывает слайд снежинки – удивление.
А это кто?
Деятельность воспитанников:
- Снежинка Удивлинка
Деятельность педагога:
Молодцы, ребята! Вы узнали наших подружек!
И вот наши снежинки медленно кружась, спускаются на землю и попадают к нам в детский сад.
Посмотрите, какое чудо – снежинки.
Давайте подставим ладошки, чтобы поймать снежинки.
Деятельность воспитанников:
Дети подставляют ладошки
Деятельность педагога:
- А что будет, если снежинка опустится на ладошку?
Деятельность воспитанников:
- Она растает
- Превратится в воду
- Мы не сможем ее рассмотреть
Деятельность педагога:
- А как можно поймать снежинку?
Деятельность воспитанников:
- На варежку
Деятельность педагога:
Одеваем воображаемые варежки. Какие они у нас красивые! Раздаем вырезанные снежинки.
-Давайте рассмотрим снежинку, какая она?
Деятельность воспитанников:
- кружевная
- маленькая
- белая
- ажурная
- красивая
-резная
Деятельность педагога:
- А снежинки одинаковые?
Деятельность воспитанников:
- Нет, все разные.
Физкультминутка:
Деятельность педагога:
Вот наши снежинки- подружки.
Снежинки: - «Ребята, а вы любите играть?
Дети:
- Да
Игра на внимание: (снежинка, сугроб, сосулька)
Дети выполняют движения согласно сигналу.
Снежинки: - «Ребята, а вы любите отгадывать загадки?
Дети:
- Да
1. Он все время занят делом. Он не может зря идти.
Он идет и красит белым
Все, что видит на пути.
Дети:
- Снег
2. Бел, да не сахар,
Нет ног, да идет.
Дети:
- Снег
3. Пушистый ковер не руками ткан, не шелками шит, при солнце, при месяце, серебром блестит.
Дети:
- Снег
4. Я, как песчинка, мал,
А землю покрываю:
Я из воды,
А с воздуха летаю;
Как пух лежу я на полях,
И как алмаз блещу на солнечных лучах.
Дети:
- Снег
5. С неба звезды падают,
Лягут на поля
Пусть под ними скроется
Черная земля.
Много-много звездочек
Тонких, как стекло.
Звездочки холодные, а земле – тепло.
Дети:
- Снежинки
Снежинки хвалят детей.
Деятельность педагога:
«Ребята, прислушайтесь, кажется, я слышу голос…
Да, да – это говорят кусты и деревья на нашем участке – они просят помощи.
Чтобы зимой они не замерзали их корни надо укрыть толстым снежным покрывалом.
- Как мы можем это сделать?
Деятельность воспитанников:
Дети выполняют движения согласно сигналу
- Сгрести лопатами снег к кустам и деревьям (показывают как это делается)
Деятельность педагога:
- Давайте попросим снежинок собрать своих друзей – других снежинок, пусть они помогут нам укрыть корешки у всех кустов и деревьев в нашем детском саду.
Деятельность воспитанников:
- Снежинки, помогите нам пожалуйста, летите к нам на участок в детском саду
Деятельность педагога:
- Вот теперь порядок: наши деревья и кусты зимой не замерзнут.
Деятельность воспитанников:
- Спасибо
Деятельность педагога:
На полях тоже снег укрывает посевы от мороза.
Слайды.
Народные пословицы гласят: «Много снега – много хлеба».
«Зима без снега – лето без хлеба».
- Ребята, теперь у нас на участке много снега.
В какие игры мы можем играть?
Деятельность воспитанников:
- Кататься с горки
- Кататься на лыжах
- Кататься на санках
- Играть в снежки
Деятельность педагога:
- А вот у меня здесь снежки.
(выносятся ватные снежки)
Давайте поиграем с нашими гостями.
Деятельность воспитанников:
Игра в снежки
Деятельность педагога:
- Вот хорошо мы поиграли!
А вам, снежинки, понравилось?
Снежинки: - «Отлично, очень понравилось» (Смешинка).
- «О, удивительно!» (Удивлинка).
- «Ну, я думаю, как это грустно, что все это закончилось….» (Грустинка)
Деятельность педагога:
- Долго, долго, целую зиму играли вместе детки и снежинки… Но вот, однажды, дети и взрослые стали замечать, что солнце стало пригревать все сильнее и сильнее и снег стал мокрым, наши снежинки ….
Деятельность воспитанников:
- растаяли
Деятельность педагога:
и превратились…
Деятельность воспитанников:
- в воду
Деятельность педагога:
(меняем картинки на капельки воды с эмоциями)
Почему это произошло?
Деятельность воспитанников:
- наступила весна
- стало тепло
- снег тает, когда тепло.
Деятельность педагога:
Да, с приходом весны солнце будет греть все сильнее и сильнее.
И во что превратятся капельки воды?
Деятельность воспитанников:
- испарятся
Деятельность педагога:
И поднимутся куда в виде пара?
Деятельность воспитанников:
- в небо
-на облако
Деятельность педагога:
Да, ребята, наши подружки: Смешинка, Грустинка и Удивлинка поселятся на облаках, чтобы однажды, с летним дождиком, спуститься опять на землю к нам.
Этап работы:
3. Заключительная часть.
Рефлексия.
Деятельность педагога:
- Давайте попрощаемся с нашими гостями, пожелаем им счастливого путешествия, и летом будем опять ждать их в гости, чтобы опять поиграть с ними
Деятельность воспитанников:
- До свидания
- Приходите к нам опять
Деятельность педагога:
- Ребята, понравилось вам играть с нашими гостями? - Кто к нам в гости приходил? Как их звали?
Деятельность воспитанников:
- Смешинка
- Удивлинка
- Грустинка
- Снежинка
- Росинка
- Капелька
Деятельность педагога:
- Будем ждать их опять в гости на нашем участке детского сада?
Деятельность воспитанников:
- Да