Наталья Рязанова
Конспект открытого занятия в средней группе по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.
Задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, форме и видах соли: уточнить и закрепить знания детей о соли, её значении в природе, в жизни человека, развивать мышление, любознательность, наблюдательность. Развивать интерес к экспериментальной деятельности, воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Публикация «Конспект открытого занятия в средней группе по познавательно-исследовательской деятельности „Волшебница соль“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Предварительная работа: беседы о соли, ее роли в жизни человека, чтение художественной литературы Е. Чарушина «Курочка с цыплятами»; чтение русских народных сказок «Соль», «Соль дороже золота»; пословицы, поговорки о соли, наблюдение за посыпкой дорог солью; выращивание кристаллов соли; создание баночек с цветной солью; создание поделок из соленого теста ; оформление папки – передвижки для родителей «Соль – друг или враг».
Оборудование: тарелочки с солью, сырые куриные яйца 2 шт., ложечки, одноразовые стаканчики, вода, пипетки, лупы,салфетки, аудиозапись П. И. Чайковского «Шум моря».
Методы и приемы: беседа, худ. слово, подвижная игра, физминутка, опыты, рассуждение. Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально - коммуникативное развитие.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте за руки возьмемся, В круг скорее соберемся. Ходит солнышко по кругу, Дарит деточкам свой свет, А со светом к нам приходит, Дружбы пламенный привет. К нам сегодня на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Дети : Здравствуйте! Слышен звук (тук, тук) .Ребята, посмотрите, почтальон принес посылку из академии ученых. Давайте посмотрим, что же там лежит? Воспитатель достает из посылки - письмо, а в ней загадка. Загадка:
Без неё, ребята повар просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадёт – испытаешь боль
Вы конечно догадались-
Ну конечно – (соль)
Беседа о соли.
Воспитатель достает из коробочки соль и задает вопросы: - Для чего нужна соль? (Соль необходима для жизни и здоровья
человека)
- Где люди используют соль? (её используют для приготовления пищи) - Для кого ещё соль нужна в природе? (соль нужна для животных)
- А теперь послушайте, я вам рассказу немного о соли
Соль- это природное вещество. Она бывает разной и её используют в пище. Соль просто необходима человеку. Её используют в медицине, на кухне соль можно использовать в качестве приправы к различным блюдам, соль можно применять как чистящее средство. Соль нужна не только людям, но и животным, но только в небольших количествах.
- Как вы думаете ребята
- Соль полезна или вредна? (соль полезна)
- Конечно полезна, так как соль содержит минеральное вещество- ЙОД Показать и рассмотреть картинку «Как добывают соль»
- Наша планета очень богата солёными место рождениями.
Люди научились добывать соль различными способами
- Давайте вспомним и скажем
- Откуда берется соль? (соль- люди добывают из морской воды, а помогают им могущие насосы, соль добывают из шахт
соль в разных видах:
- поваренная (каменная) ;
- йодированная;
- морская.
Но и это еще не все. Сейчас я вам предлагаю отправится в нашу лабораторию.
- Давайте произнесем волшебные слова:
ХЛОП-ХЛОП
ТОП-ТОП, ПОВЕРНИСЬ,
И В ВОЛШЕБНОЙ ЛОБОРАТОРИИ ОЧУТИСЬ!
- Вот, мы с вами находимся в лаборатории, где проводят эксперименты и опыты
- Здесь находится очень много различного оборудования.
- Что бы правильно выполнять опыты, нужно внимательно слушать.
- И давайте вспомним правила безопасности (мнемотаблица)
При работе с солью надо соблюдать :
1. не трогать руками глаза,
2. соблюдать тишину,
3. не толкать соседа во время работы,
4. сначала посмотри, а потом повтори,
5. выполнил и положи на место.
И так внимание.
Опыт № 1: «Из чего состоит соль, имеет ли соль запах».
- Возьмите стаканчики с солью и определите, есть ли у соли запах? (без запаха). Попробуйте на вкус? Какая? (соленая). Насыпьте немного соли в тарелочку. Соль сыпалась или лилась? (насыпали). Значит, соль какая? (сыпучая, рассыпчатая). Рассмотрите соль через увеличительное стекло, на что похожа соль? (зернышки, кристаллы, крупинки). Соль хрустит (нажимаем ложкой) Соль хрустит. Дети объясняют, почему так происходит). Возьмите пипетки и капните на соль. Что произошло? (соль впитала воду). Почему соль не растворилась от воды, а впитала её? (соли много, воды мало).
Делаем вывод:
- соль белого цвета
- имеет солёный вкус
- не имеет запаха.
(мнемотаблица)
Физминутка проводиться под аудиозапись «Шум моря»
Соли в речку брошу я –
Выйдет море у меня.
Чайки в небе закричат,
Черепахи зашуршат.
И веселые дельфины
Из воды покажут спины.
Соли в речку брошу я –
Выйдет море у меня.
Только где бы по пути
Столько соли мне найти?
- А теперь продолжим изучать свойства соли.
Опыт № 2 «Соль растворяется в воде».
- Про соль говорят: «В воде родится, а воды боится». - А так ли это, действительно ли соль боится воды, сейчас мы докажем. Воспитатель: У вас на столах стоят стаканы с водой. А теперь возьмите ложку соли, добавьте в стакан с водой, размешайте, .Что произошло с солью? (Соль растворилась) Воспитатель: Значит, какой можно сделать вывод (соль растворяется в воде)
- Молодцы.
- Поэтому и в пословице говорится, что СОЛЬ-воды боится.
Игра «Море волнуется раз, море волнуется, два». Играем 2 раза.
Опыт № 3 «Плавающее яйцо.» (проводит воспитатель) Мы проведем следующий опыт с солью и с яйцами. Опыт с яйцом: педагог вместе с детьми проводит опыт.
Нам понадобиться два больших стакана с водой и два сырых яйца. Попробуем узнать, что будет с яйцом, если его положить в воду. Положим яйцо в чистую, прозрачную воду. Что произошло с яйцом?
Вывод: (оно опустилось на дно) Во второй стакан добавим соль и размешаем. Опустим в этот стакан яйцо. Что произошло с яйцом? Вывод: (соль повышает плотность воды, поэтому в соленой воде многие предметы не тонут.
Воспитатель: - Ребята вот мы с вами провели несколько опытов с солью. - ну, что мои юные волшебники, настала пора прощаться с нашей лабораторией. - Давайте произнесем волшебные слова:
ХЛОП-ХЛОП
ТОП-ТОП, ПОВЕРНИСЬ,
И в ребяток превратись!
Итог занятия:
- Ребята, что мы делали сегодня? (проводили опыты, играли)
- А в кого превращались (Мы превращались в волшебников)
- Ребята, благодаря исследовательской деятельности, мы сегодня узнали, что соль действительно не только необходимый продукт. Но и интересный материал для опытов и творчества.
Вспомнить вместе с детьми свойства соли (мнемотаблица)