Александра Писаренко
Открытое занятие по развитию речи в старшей в группе «Дифференциация звуков [Ч] и [Щ]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.
Задачи:
- упражнять в дифференциации звуков «Ч», «Щ» в словах;
- расширить знания о профессиях.
- развивать слуховое внимание и память;
Демонстрационный и раздаточный материал:
Игрушки Щенка и Чебурашки, картинки со звуками «Щ», «Ч», карточки настроения, цветные карандаши, тарелочки, фишки, шкатулка, карточки с заданиями, презентация,
Публикация «Открытое занятие по развитию речи в старшей в группе „Дифференциация звуков [Ч] и [Щ]“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
Ход занятия:
I. Организационный момент
а) Приветствие.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
- Молодцы! Садитесь на свои места! Сели правильно, красиво.
б) Позитивный настрой на занятие.
- Итак, ребята, сейчас у нас будет занятие по развитию речи.
- Давайте настроимся на занятие.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать.
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
- Мы будем разговаривать
Мы будем выговаривать.
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
II. Сюрпризный момент.
- Ой, ребята, посмотрите, а к нам ещё гости пришли. Кто же это?
(Чебурашка и Щенок)
- Но они пришли не с пустыми руками, а принесли с собой волшебную шкатулку.
(Посадить за стол Чебурашку и Щенка,
поставить шкатулку и тарелочки)
- Давайте посмотрим, что же в этой шкатулке?
Здесь ЗАДАНИЯ. Для того чтобы выполнить эти задания нам нужно разделиться на две команды.
- Глеб и вы все ребятки будете командой Щенка, а Даша и все остальные будете команда Чебурашки.
- За правильные ответы вы будете получать фишки. Ваши фишки будем отдавать Чебурашке, а ваши Щенку.
- Ребята, скажите, какой первый звук вы слышите в слове Чебурашка? (Ч)
- А в слове Щенок? (Щ)
- Так вот Чебурашка и Щенок предлагают выполнить задания со звуками Ч и Щ.
III. 1. Итак, первое задание «Дыхательная гимнастика»
Паровоз «Чух – чух – чух» (Начинаем громко, а затем тише)
«Надеваем шлем от скафандра». И. п. – сидя на корточках, руки над головой сцеплены в замок. Вдох – и. п. ; выдох – развести руки в стороны, произнести: «Чик». Повторить 4-6 раз.
- Молодцы! Первое задание выполнили. Каждая команда получает по одной фишке.
2. «Артикуляционная гимнастика» (достаю из шкатулки)
«Бублик» - губки округлили и вытянули вперёд.
«Заборчик» - улыбнулись зубки друг над другом.
«Вкусное варенье» - ротик приоткрыли и облизываем верхнюю губу широким языком сверху вниз.
«Чашечка» - обхватили верхнюю губу широким языком, ротик открыли и язычок остаётся в форме чашечки.
-Итак, давайте вспомним как правильно произносить звуки Ч и Щ.
- Чтобы произнести звук Ч нужно :
Чашечку занести за верхние зубки, губы выдвинуть вперёд «Бубликом», зубки «Заборчиком». А теперь произнесём Ч. Давайте вместе.
- Команда Чебурашки по очереди назовите звук Ч. Скажи Аня, Саша, Миша, Ира, Влад. Молодцы!
- Чтобы произнести звук Щ нужно :
Чашечку занесли за верхние зубки, а кончик язычка прижали к бугоркам. Давайте вместе Щ.
- Команда Щенка по очереди называет звук Щ
- Молодцы! Второе задание выполнили. Каждая команда получает по одной фишке.
3. Следующее задание «Хлопни – топни» (достаю из шкатулки)
- Ребята, я буду называть звуки, слоги и слова. Если услышите звук Ч, то команде Чебурашки нужно хлопнуть, а если услышите звук Щ, команде Щенка нужно – топнуть. Будьте внимательны!
С, Ч, Щ, К, Щ, Ч.
ОП, УЧ, ИЩ, ТИ, РЕ, ЩА.
ОЧКИ, ПЛАЩ, СОВА, УГОЩЕНИЕ, ТОК, СВЕЧА, НОГА, ПЕЧЕНЬЕ.
- Молодцы! Справились и с этим заданием. Получаете по фишке.
4. Следующее задание «Назови звук»
- У вас на столе лежат картинки. Вам нужно сказать, что изображено на картинке и какой звук прячется.
- Молодцы! Каждая команда получает ещё по одной фишке. Посмотрим, какое следующее задание приготовили нам Чебурашка и Щенок.
4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Щегленок выпал из гнезда,
Ему теперь грозит беда: И. п. – ноги вместе, руки на поясе. Приседания, руки вперед, встать, руки на пояс.
Котище черный рыщет,
Птенцов и птичек ищет. Ходьба вокруг себя (поставить ладони к голове «ушками» - имитация движений кошки).
Щегленка видит черный кот,
К нему, мурлыча, он идет,
Ступает очень мягко
По травке каждой лапкой… И. п. – ноги на ширине плеч, руки за спиной. Повороты влево, вправо. Прыжки на месте, похлопывания руками бедер.
Щегленок помощи не ждет
И от отчаянья – в полет …
И вот удача – высота
Спасла щегленка от кота. И. п. – о. с. Потягивание, руки к плечам, вниз (встать на носочки).
- Молодцы! Каждой команде по фишке.
5. «Придумай слово» «Где прячется (находится) звук»
Команда Чебурашки придумает слова на звук Ч (по цепочке)
Чашка, чай, чисто, человек, число, плач, грач, ночь, печь, дочь, звёздочка, чудо, кричать, молчать, черепаха,
Команда Щенка придумает слова на звук Щ.
Щель, прищепка, щавель, щеколда, щётка, ищу, мощный, пищать, пища, щенок, овощи, щи,
- Молодцы! Получаете ещё по фишке.
6. «Чистоговорки»
- А теперь Чебурашка и Щенок хотят проверить правда ли вы умеете чётко всё проговаривать, как говорили.
- Сначала команда Чебурашки. Все вместе.
Чи-чи-чи – печёт печка калачи. (Егор, Вика, Полина)
Ча-ча-ча – как хочу я калача. (Лиза)
Що-що-що – кучу я тащу ещё.
Щи-щи-щи – не годится щука в щи.
- Теперь очередь команды Щенка. Все вместе.
Чо-чо-чо – ах как пальцам горячо. (Полина, Настя)
Чу-чу-чу – я жую и молчу. (Коля, Илюша)
Ща-ща-ща – я тащу, тащу леща. (Дима)
Щу-щу-щу – я тащу и не грущу.
- Ой, ребята, Чебурашке и Щенку понравилось, как вы проговорили чистоговорки, значит вы получаете ещё по одной фишке.
7. «Город мастеров» (достаю из шкатулки)
- Сейчас мы с вами побываем в городе мастеров и узнаем люди каких профессий там работают. (СЛАЙДЫ)
- Внимание на экран. Сначала отвечает команда Щенка.
Кто работает на экскаваторе? (Экскаваторщик) Дима
Кто работает на подъёмно кране? (Крановщик) Настя
Кто дрессирует животных? (Дрессировщик) Таня
Кто чинит часы? (Часовщик) Полина
- Теперь команда Чебурашки.
Кто доставляет газеты и письма? (Почтальон) Аня
Кто играет на скрипке? (Скрипач) Миша
Кто ухаживает за птицей? (Птичница) Маша
Кто лечит людей? (Врач) Влад
9. И последнее наше задание «Гимнастика для глаз»
- Чебурашка и Щенок предлагают нам побывать в подводном мире. Они так любят рыбок, так же как и вы. Отправляемся.
(гимнастика для глаз)
- Молодцы! Ребята, вы выполнили все задания Чебурашки и Щенка, чем их и порадовали.
Пришло время сосчитать фишки. И узнать кто же победил.
Влад и Дима считайте.
Команда Чебурашки набрала 9 фишек.
Команда Щенка набрала тоже 9 фишек.
Победила ДРУЖБА.
- И за то, что вы справились со всеми заданиями Чебурашка и Щенок приготовили для вас рисунки. Их можно будет забрать домой или раскрасить вечером.
IV. Итог. Рефлексия.
- Что вам больше всего понравилось на занятии?
- Что было трудно выполнить?
– У меня хорошее настроение, вы меня порадовали. А теперь я предлагаю вам нарисовать, какое у вас сейчас настроение.
- Спасибо вам за занятие, и гостям за внимание!