оксана ильина
Открытое занятие по познавательно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Путешествие в Антарктиду»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности.
Задачи:
1. Дать детям элементарные представления об особенностях географического расположения Антарктиды; об айсбергах и их опасности для судоходства
2. Уточнить представления детей о свойствах льда (не тонет, не имеет формы, под воздействием тепла - тает)
3. Развивать активность мышления: умение сравнивать, анализировать, делать выводы
Публикация «Открытое занятие по познавательно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе „Путешествие в Антарктиду“» размещена в разделах
- Антарктида
- Животные севера. Конспекты занятий
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
Материалы и оборудование: глобус, игрушка пингвин, «штурвал», шапки, шарфы, рукавицы, перчатки для каждого ребенка, слайды с изображением айсбергов, ледокола, ёмкости с водой, лёд разной формы, величины, цвета, глобус, карточки-схемы, салфетки.
Интеграция областей: познавательная, социально-коммуникативная, художественно-эстетическая.
Ход занятия:
В гости приходит великий путешественник пингвинёнок Пин (игрушка) и рассказывает, что он давно отправился в путешествие. И теперь хотел бы вернуться домой. Но забыл обратную дорогу.
Воспитатель. Дети, давайте поможем Пину - отыщем на глобусе его Родину. Где живут пингвины? Правильно, в Антарктиде. Есть на нашей планете необычная земля. Назвали её Антарктидой. Изображая Антарктиду на глобусе, использовали белый цвет. Попробуйте сами найти эту землю на глобусе. (Дети ищут на глобусе Антарктиду).
Воспитатель. Что же означает белый цвет? Белый - цвет снега, льда и холода. Антарктида - самое холодное место на земле. Там лишь трещат морозы, идёт снег и метут метели.
Антарктида, Антарктида,
Холодна ты даже с виду,
Ты на глобусе цветном
Ледяным лежишь пятном
А на деле Антарктида
Холодней, чем даже с виду,
В холодильнике и то
Было б жарче, чем в пальто.
Воспитатель. Хотите отправиться в ледяное царство? Одевайтесь потеплей и в путь (дети одевают перчатки, шарфы, шапки). Как же мы доберёмся до Антарктиды?
Дети. (На корабле).
(Импровизированный корабль, «штурвал») Дети выбирают капитана.
Воспитатель. Полный вперед!
(Показ слайдов на интерактивной доске, ледокол, айсберги.)
Воспитатель. По пути нам встретились плавающие «ледяные горы». Это айсберги. Слышали вы что-нибудь об айсбергах? Как же появились эти ледяные громады?
Иногда у берегов Антарктиды откалываются от ледника огромные, тяжелые ледяные глыбы и отправляются в путешествие по океану.
Что происходит с этими кусками льда? Плавают они или тонут?
• Опыт№1. Давайте проверим. Возьмем большой кусок льда и опустим в емкость с водой. Что происходит? Почему лед не тонет? (Ответы детей) Выталкивающая сила воды больше веса льда.
Почему не тонут айсберги? (Слайд)
Воспитатель. Большая часть айсберга скрыта под водой. Они плавают по морю по 6-12лет, постепенно тают, дробятся на более мелкие части.
Опасны ли айсберги? Для кого? (Ответы детей).
Айсберги большую опасность представляют для кораблей. Так,в 1912году,столкнувшись с айсбергом, затонул пассажирский теплоход «Титаник». Вы, наверное, о нем слышали? Погибло много людей.
С тех пор Международный ледниковый патруль следит за движением айсбергов и предупреждает корабли об опасности. Наш корабль очень осторожно прошел среди айсбергов, не мешали нам и льды. Знаете почему? Мы плыли на ледоколе. Этот корабль с крепким носом, он раскалывает даже самые крепкие льдины, прокладывая себе дорогу. Мы спускаемся по трапу с борта корабля и отправляемся дальше.
Физкультминутка (дети изображают пингвинов) .
Мы идем себе вперед
Очень удивляемся
Слева-лед
И справа-лед
Перед носом тоже - лед,
Где же он кончается?
Пингвиненок Пин захватил с собой разные по форме и по размеру кусочки льда. И хотел бы узнать: Имеет ли форму лед?
• Опыт№2. Возьмем кусочки льда и разложим их в разные емкости.
Дети раскладывают кусочки льда в емкости разной формы.
Воспитатель. Меняет ли форму лед? (Нет) Как вы его раскладывали? (Брали рукой.)
Дети делают вывод:
Лед не меняет своей формы, куда бы вы его не положили, причем лед можно брать рукой и переносить с места на место.
Пин хочет узнать - А когда лед может поменять форму?
• Опыт№3. Давайте проверим. В емкость с теплой водой опустим кусочек цветного льда. Что вы замечаете? (Лед тает в теплой воде и превращается в воду.)
Процесс превращения твердого льда в жидкость называется таянием.
Что такое лед? (Лед - это вода, только в твердом состоянии). Как вы думаете, как ведут себя ледники под лучами солнца? Они тоже тают, но растаять полностью они не могут. Лето в Антарктиде короткое и не жаркое. Наше путешествие подходит к концу.
• Давайте вспомним, что мы узнали о свойствах льда?
1. Не тонет
2. Не имеет формы
3. Тает
4. Лед - это вода, только в твердом состоянии.
Дети с помощью карточек - схем рассказывают о свойствах льда.
Воспитатель. Лед имеет еще одно свойство. Он может быть очень красивым. Сделаем в подарок Пину красивую мозаику из цветных льдинок.
(Дети составляют узор из цветного льда).