Ирина Волжанкина
Конспект познавательно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вулканы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с природным явлением – вулканы.
Задачи:
• Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира и их свойствах;
• Обогащение активного словаря новыми словами (лава, жерло, кратер, магма и т. д.);
• Становление самостоятельности и целенаправленности собственных действий в рамках проведения экспериментальной деятельности;
• Развитие предпосылок ценностно-смыслового понимания и восприятия мира природы;
• Продолжать формирование саморегуляции у детей.
Материалы:
Публикация «Конспект познавательно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе „Вулканы“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
• Презентация «Вулканы»; проектор, ноутбук;
• Макеты вулканов по числу детей;
• Химические составляющие (сода пищевая, гуашь, моющее средство, уксус 9%);
• Средства безопасности (клеенки, маски, шапочки, ложки одноразовые, подносы, емкости для химических средств);
• Магнитофон (музыкальная физкультминутка).
Ход занятия:
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята, сегодня мы будем заниматься исследовательской деятельностью по изучению природных явлений. А чтобы узнать, о чем с вами сегодня будем разговаривать отгадайте загадку:
Я плююсь огнем и лавой,
Я – опасный великан,
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня? (вулкан).
- Правильно, сегодня мы с вами поговорим про вулканы. Кто знает что это такое? (ответы детей). А кто-нибудь знает, почему они называются вулканы? Давайте посмотрим и послушаем (просмотр презентации).
«Жил на свете бог огня по имени Вулкан и нравилось ему кузнечное дело – стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел.
«Вулкан работает» – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть «вулканами».
Вулкан — это гора, на вершине которой есть отверстие или трещина – это кратер, внутри вулкана проходит канал, называемый жерлом вулкана, по которому расплавленная масса горных пород — магма, поднимается. Когда во время извержения вулкана магма выходит на поверхность, она меняет свое название, становиться лавой. Но на поверхность земли выбрасывается не только лава, а еще много ядовитых газов, пепла и вулканических бомб.
Сначала лава жидкая, очень горячая и красного цвета, а когда она остывает, то становится серой или черной.
Если лава затвердевает внутри кратера, то говорят, что вулкан потух или спит. Когда проснуться потухшие вулканы? Этого никто не знает! Но это будет незабываемое зрелище!
Самый известный вулкан – Везувий, в результате его извержения были разрушены два города Помпеи и Геркуланум. Это событие изобразил в своей картине великий русский художник Карл Брюллов, картина так и называется – «Последний день Помпеи». На этой картине мы видим, как люди пытаются спастись от разрушительной силы природы.
Теперь люди стали жить подальше от вулканов и с далека наблюдать за красотой их извержения.
Ребята, так что же такое вулканы? Где находится жерло? Что такое лава? Как меняет свой цвет лава с момента извержения до остывания? (ответы детей).
Молодцы! Но что-то мы засиделись, давайте немножко разомнемся.
Физминутка: "Обезьянки, вперед!", музыка-Михаил Меерович, слова-Григорий Остер
В каждом маленьком ребенке,
И в мальчишке и в девчонке,
Есть по двести грамм взрывчатки
Или даже полкило.
Должен он бежать и прыгать,
Все хватать, ногами дрыгать,
А иначе он взорвется,
Трах-бабах и нет его.
Каждый новенький ребенок,
Вылезает из пеленок,
И теряется повсюду,
И находится везде.
Он всегда куда-то мчится,
Он ужасно огорчится,
Если что-нибудь на свете,
Вдруг случится без него.
А теперь чтобы провести практическую часть нашего занятия по изучению вулканов перейдем в лабораторию и попробуем разбудить вулканы. В лаборатории надо соблюдать соответствующие правила:
• Работать в лаборатории должны в масках (дети надевают маски,
• Нельзя работать без головных уборов (надевают шапочки). Я вижу, вы все готовы, проходите на рабочие места.
• При проведении опыта необходимо быть очень аккуратными и внимательными.
Для опыта нам понадобится: пищевая сода – это порошок белого цвета, моющее средство, краситель – гуашь красного цвета, ложечки, и конечно же сами макеты вулканов.
А теперь приступаем к эксперименту: возьмем ложечки и с помощью них в «жерло» вулкана насыпаем соду, затем добавляем моющего средства, окрашиваем, т. е. наливаем краски, в красный огненный цвет всю смесь и все перемешиваем. И чтобы разбудить вулкан нам понадобится главный ингредиент – уксус, а так как это очень опасная жидкость, я попрошу моего ассистента мне помочь добавить его в наши вулканы и посмотрите, что же получается! Наши вулканы просыпаются. (эксперимент окончен).
Ребята, вы все просто молодцы! Все справились с заданием. Вам понравилось? А что вам понравилось больше? Что нового вы узнали? (ответы детей). Теперь вы знаете, на что способен вулкан во время извержения.
А за то, что мы сегодня с вами удачно поработали, хочу вас угостить маленькими взрывными сюрпризами (конфеты шипучка).