Светлана Евстафьева
Открытое музыкальное занятие с детьми старшего возраста «Поможем волшебной стране»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повысить уровень музыкальных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия посильного детям исполнительства, основанного на опыте восприятия, пения, музыкально-ритмических движений, игры на музыкальных инструментах.
Задачи:
Образовательные:
1. Закреплять умение слышать и определять структуру музыкального произведения, начало и конец.
Публикация «Открытое музыкальное занятие с детьми старшего возраста „Поможем волшебной стране“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2016
2. Продолжать упражнять различать и воспроизводить с помощью голоса, музыкально-ритмических движений и игры на музыкальных инструментах динамические и темповые особенности музыки.
3. Совершенствовать умение высказываться о характере музыкального произведения.
4. Продолжать совершенствовать умение чисто интонировать мелодию, точно пропевать мелодические ходы и поступенное движение мелодии.
Развивающие:
1. Развивать творческое воображение посредством музыкально-ритмических движений и игры на музыкальных инструментах.
2. Развивать чувство ритма, умение правильно выполнять ритмический рисунок в сочетании с музыкой.
3. Развивать музыкальное восприятие (память, внимание, мышление).
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство сострадания к чужой беде.
2. Продолжать воспитывать умение работать в коллективе.
Предшествующая работа:
Разучивание:
- музыкально-ритмическое упражнение «Большие крылья» армянская народная мелодия, обработка А. Долуханяна;
- танец с листьями «Листопад» (музыка С. Ранда,
- музыкальная игра «Оркестр».
Знакомство:
- песня «Моя Россия» (Г. Струве,
- восприятие: песня «Скворушка прощается» (Т. Попатенко,
Литература:
1. Каплуновой И. М., Новоскольцевой И. А. Праздник каждый день. Подготовительная группа. Пособие для музыкальных руководителей детских садов. – Санкт-Петербург: Композитор, 2009. - стр. 195, 210, 224.
2. Орлова Т. М., Бекина С. И. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет. – М. : Просвещение, 1988. - стр. 32.
3. Интернет-ресурсы
Используемый материал:
1. Осенние листочки
2. Султанчики
3. Схемы построения музыкальных произведений
4. Иллюстрация к песенке-попевке «Скок-поскок»
5. Музыкальные инструменты : бубны, маракасы, треугольник, ложки, молоточки, барабаны, колокольчики, бубенчики, трещотки, бутылочки, ксилофоны, металлофон.
6. Модель Российского флага.
7. Музыкальные нотки настроения.
8. Мультимедийный видеопроектор.
9. Использование видеопрезентации.
10. Ноутбук.
Методические приемы:
1. Проблемная ситуация. Получение аудиоописьма.
2. Беседа, пояснение.
3. Показ направления движения мелодии рукой.
4. Использование схематического построения произведения
5. Практические действия ( творческие задания: импровизирование танцевальных движений, оркестровка песни в соответствии с ее характером).
6. Использование приема «Эхо» при разучивании песни
7. Пение без слов на звук «М»
8. Пропевание отдельных инервалов
9. Выразительное исполнение музыкальных произведений педагогом.
10. Использование записи музыки.
11. Ситуативные задачи, требующие проявления фантазии у детей.
Ход:
Дети входят в музыкальный зал под музыку И. Николаева «Маленькая страна», встают в круг
Организационный момент:
Приветствие: «Нужно здравствуй говорить»
Чтобы вежливыми быть, нужно здравствуй говорить (под сопровождение на ф-но)
Всем, кого не встретил, это знают дети.
Скажешь: «Здравствуй», и в ответ прозвучит: «Привет, привет!»
Муз. руководитель: «Здравствуй-те, ре-бята» (пение без сопровождения инструмента)
Дети: «Здрав-ствуй-те!»
Муз. руководитель: Ребята, к нам пришли сегодня гости, давайте поздороваемся, но сначала – внимательно послушайте мелодию приветствия (звучит мелодия на ф-но)
Дети: «Здрав-ствуй-те!»
Во время приветствия незаметно выносят волшебный ящик, звучит музыка, дети замечают на этот предмет, звучит аудиозапись обращения жителей страны Гармония.
Проблемная ситуация:
«Здравствуйте ребята! У нас большая беда. Злая волшебница Пауза заколдовала все города нашей страны. Исчезли музыкальные звуки, мелодии и кругом сейчас тишина. Помогите нам вернуть музыку! Мы отправляем вам подсказки, надеемся, что они помогут расколдовать нашу страну Гармонию!»
Муз. руководитель: Волшебная страна Гармония в беде, что же делать? (размышления детей, решаем-помочь). Как же попасть в волшебную страну (размышления детей, договариваемся сказать волшебные слова, беремся за руки, закрываем глаза) «Раз, два, три, страна Гармония впереди!»
Заставка на видеопроекторе-страна Гармония
Развитие ситуации
Муз. руководитель: Мы в волшебной стране, но нужно дойти до ближайшего города. Будьте осторожны, наш путь лежит через заколдованный лес, и чтобы не заблудиться, нужно двигаться под музыку так, как подсказывает ее характер звучания.
(«марш» - идем по лесной дорожке;
- «бег» - убегаем от невиданных чудовищ;
- «шаг с высоким подниманием ног» - перешагиваем через поваленные деревья)
Муз. руководитель: Не отпускает нас волшебный лес, просит выполнить танцевальные движения: «Подскоки с движением».
На волшебную поляну прилетела стая птиц невидимок, а видите их только вы, ребята, покажите нам с Еленой Олеговной, какие они эти птицы.
«Большие крылья» армянская народная мелодия, обработка А. Долуханяна
Вот мы и выбрались из заколдованного леса. Вдалеке виден музыкальный город, но нам перегородила дорогу волшебная поляна, посмотрим подсказку, как ее обойти
в коробке с подсказками-кленовый лист
Воспитатель: Ребята, что может означать эта подсказка? (размышления детей, с помощью воспитателя решают-потанцевать)
на экране появляется заставка город Танцев
Муз. руководитель: Мы попали с вами в Город Танца, и красивые осенние листочки помогут потанцевать так, чтобы город расколдовался.
Танец с листьями «Листопад» (музыка С. Ранда)
после танца дети садятся на стульчики
(беседа о том, удалось ли потанцевать так, чтобы расколдовать Город Танца) Муз. руководитель: Какие вы внимательные, всё заметили. Нам нужно будет еще поучиться выполнять движения синхронно, всем вместе - этому мы научимся на следующих музыкальных встречах. Вы все очень старались, Город Танца-расколдован! Нашей помощи ждут и другие города, посмотрим, что еще есть в волшебной коробке…
в коробке с подсказками-султанчики
Воспитатель: Султанчики…странно, в городе Танцев мы уже побывали, для чего же жители страны Гармония приготовили нам такую подсказку? Как вы думаете, ребята? ответы детей
Переворачивает султанчики – получаются ритмические палочки. На экране – город Ритма
Муз. руководитель: Музыкальные ритмические палочки – от жителей города Ритма. Чтобы они зазвучали, необходимо правильно, четко повторить ритмический рисунок. Нам поможет справиться с заданием Елена Олеговна.
Дети берут султанчики, воспитатель играет ритмический рисунок
музыкальный руководитель подыгрывает на фортепиано
Музыкальная дидактическая игра «Простучи ритм» (играем 2 раза)
Муз. руководитель: Какие вы молодцы, ребята – четко и ритмично простучали. Город Ритма расколдован. В подарок от жителей города Ритма - ритмическая загадка.
Ритмическая видео - игра «Осенняя загадка»
На экране – город Музыкальных Жанров
Муз. руководитель: Смотрите, ребята, на экране появилась еще одна подсказка. В какой же город мы попали? (ответы детей)
Мы оказались с вами в городе Музыкальных Жанров : для вас прозвучит музыкальная загадка : вспомните название произведения и композитора, написавшего его
Восприятие: «Скворушка прощается» муз. Т. Попатенко (1 куплет)
Ответы детей
Муз. руководитель: К какому жанру относится произведение «Скворушка прощается» Т. Попатенко? (песня). Давайте вспомним, из каких частей может состоять песня. Ответы детей (вступление, куплет, припев, завершение) Посмотрите внимательно на схемы и выберите ту, которая подходит по строению для нашего произведения.
Как звучала песня, вы можете определить её характер? (спокойный, ласковый, печальный, протяжный) Вам задание от жителей города Музыкальных жанров - инсценировать это произведение на музыкальных инструментах. Подумайте, какие музыкальные инструменты могут передать характер этой песни. Пожалуйста, пройдите к столику с инструментами и выберите подходящий. Дети подходят к инструментам, выбирают любой и проходят на свои места
Муз. руководитель: Ребята, внимание – играем на инструментах, как вы считаете нужным - любой ритмический рисунок, но не забываем передать своей игрой характер музыки. И еще: давайте обозначим вступление и заключение: в начале и в конце будут звучать только колокольчики и бубенцы.
Оркестровка песни «Скворушка прощается» Т. Попатенко
(1 куплет в исполнении детского хора - аудиозапись)
Муз. руководитель: Очень интересная оркестровка у нас получилась. Я вас поздравляю, город Музыкальных Жанров расколдован! Вот какие вы сегодня умницы и умники!
Посмотрите. А в коробке еще что-то есть (металлофон и иллюстрация к песенке-попевке, для чего эта подсказка мы сейчас узнаем.
Песня-упражнение для развития голоса и слуха «Скок, поскок»
русская народная попевка (обработка ГЛевдокимова)
-поем под сопровождение металлофона
-показ движения мелодии рукой
Муз. руководитель: Кто догадался-какой город прислал нам в подсказку металлофон и иллюстрацию?
Ответы детей (город Песен). На экране – город Песен
Муз. руководитель: В коробке еще что-то осталось, что это? (Модель Российского флага) Ребята, догадались, для чего эта подсказка?
Ответ детей (при отсутствии ответа – муз. руководитель играет в помощь к подсказке мелодию припева песни «Моя Россия» Г. Струве)
Муз. руководитель: На прошлой нашей встрече мы познакомились с этой песней и разучили припев, а сейчас мы научимся петь первый куплет.
Разучивание песни «Моя Россия» Г. Струве
Муз. руководитель: Как вы думаете, мы расколдовали город Песен? (Да)
Следующая подсказка: музыкальные инструменты : (маракас, молоточек, бубен). Ребята, кто догадался, для чего здесь эти инструменты? Ответ детей. Да, город Музыкальных Инструментов ждет нашей помощи.
На экране заставка – город Музыкальных Инструментов.
Дети берут инструменты, встают в круг
Игра «Оркестр»
На экране заставка – страна Гармония, жители этой страны благодарят детей.
Все города страны Гармония расколдованы, и злая волшебница Пауза больше не посмеет заколдовывать эту страну, ведь у жителей музыкальных городов есть такие замечательные помощники - это вы, ребята. Давайте вспомним, в каких городах мы побывали и что там делали?
Ответ детей
(город Ритма, город Танца, город Песни, город Музыкальных Жанров, город Музыкальных инструментов)
Муз. руководитель: Пришла пора попрощаться со страной Гармония. Как будем из нее возвращаться в детский сад? (рассуждения детей, приходим к единому мнению, отправляемся). В благодарность вам ребята, жители этой страны приготовили для вас сюрприз - они прислали вместе с подсказками музыкальные нотки-настроения : есть и улыбашки, есть и грустинки. Выберите ту нотку, которая вам больше подходит по настроению: понравилось путешествие - выберите улыбашку, а если нет - возьмите грустинку.
Муз. руководитель: Спасибо вам за помощь, ребята! До новых встреч в стране Гармонии!
Дети уходят под музыку И. Николаева «Маленькая страна»