Приложение МААМ

Опыт работы «Творческий подход к обучению детей на детских музыкальных инструментах»

Никитина Анна Ивановна
Опыт работы «Творческий подход к обучению детей на детских музыкальных инструментах»
▼ Скачать + Заказать документы

В своей работе по музыкальному воспитанию я ставлю перед собой задачу: стремление к раскрытию творческого потенциала дошкольника. Об этом в своих статьях о музыкальном просвещении и образовании музыкант, композитор и педагог академик Б. Асафьев писал, что необходимо пройти путь «от пассивного слушания к осознанному восприятию и активному

участию в работе над музыкальным материалом». Этот принцип является определяющим в приобщении детей к основам инструментального музицирования.

Значение инструментального музицирования для музыкального и общего развития детей трудно переоценить. В процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический и архетонический, или

чувство музыкальной формы. Кроме этого, инструментальное музицирование является важным источником постижения системы средств музыкальной выразительности, познания музыкальных явлений и закономерностей. Оно способствует развитию тонкости и эмоциональности чувств. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения. У

них активизируются музыкальная память и творческое воображение. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества,сосредоточенность, внимание. Вот почему музицирование входит во все программы по дошкольному музыкальному воспитанию.

Наблюдая детей на занятиях, в играх, мы заметили, что они очень интересуются звуковыми, шумовыми игрушками, с помощью барабана, бубна, звоночков, погремушек, кастаньет,

трещоток выполняют несложные ритмы.

ЗАДАЧИ:

1) Проанализировать научную литературу по проблеме

исследования.

2) Изучить особенности развития творческих способностей

старших дошкольников.

3) Определить условия необходимые для развития музыкальных способностей у старших дошкольников через игру на детских музыкальных инструментах.

4)Разработать методические рекомендации.

Объект исследования данной работы является процесс развития музыкальности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

Предмет исследования- музыкально-игровая деятельность как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Гипотеза.

Если в работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию музыкальных способностей применять игру на музыкальных инструментах, то формирование способностей произойдет быстрее и эффективнее.

Музыкальные способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Они способствуют развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Лев Семенович Выготский, Леонид Абрамович Венгер, и др. «Основой музыкальных способностей являются: чувство лада, чувство ритма и музыкально - слуховые представления». Музыка познается ребенком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности.

В последнее время сложилась такая ситуация, что ребенок начинает принимать за музыку произведения новомодных, Между тем доступность музыки не гарантирует ее высокую художественную ценность и может тормозить развитие музыкальных способностей у детей.

Эти ситуации можно избежать, если первоначальное музыкальное воспитание детей будет осуществляться с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на детских музыкальных инструментах. Исходя из актуальности данного направления в работе с детьми, была определена тема настоящей работы: Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей дошкольного возраста.

За короткое время работы в детском саду,я обратила внимание на то,что игра на детских музыкальных инструментах не требует от детей особых музыкальных способностей, этот вид деятельности дает положительные результаты для всех детей без исключения. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами извлекать из них звуки.

Музицирование на детских инструментах способствует развитию музыкальной памяти, мышления, внимания, фантазии, творческие и аналитические способности. Дети начинают чище и выразительнее петь, улучшается качество музыкально-ритмических движений. Далеко не все дети правильно и хорошо двигаются под музыку, поют, объясняют свои впечатления о прослушанных произведениях, поэтому игра на музыкальных инструментах в некоторой степени компенсирует их вынужденную бездеятельность. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности.

Работу по обучению детей игре на ДМИ я провожу организованно и последовательно. Знакомство с инструментами осуществляется как на музыкальных занятиях по 5-7 минут, так и во время индивидуальной работы с детьми. Мы вместе с воспитателями стараемся применять различные методические приёмы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально дидактических игр, музыкальных лесенок.

Как мы используем игру на ДМИ на праздниках и развлечениях? В программу утренников входят различные виды музыкальной деятельности: дети поют, танцуют, играют в музыкальные игры, водят хороводы. Использование на праздниках и в развлечениях музыкальных игрушек и инструментов даёт возможность сделать их более интересными, привлекательными, развивается самостоятельная музыкальная деятельность детей, желание выполнять хорошо знакомые движения с игрушками, играть на различных инструментах в группе и дома.

Немаловажную роль на праздниках мы отводим детскому исполнению на инструментах – дети играют в оркестре, играют небольшими ансамблями и индивидуально. После таких праздников ребята долго живут впечатлениями от него, вспоминают и повторяют понравившиеся им выступления самостоятельно в группе, организуют концерты.

При обучении детей я создаю положительный эмоциональный климат на занятиях, что в свою очередь, позволяет успешно освоить практический материал. Опираясь на программные задачи и требования, а также изучив опыт работы других коллег-музыкальных руководителей, я систематизировала материал по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах, подобрала музыкально-дидактические игры, которые помогают поближе познакомиться с инструментами, ритмом.

Начав работу по этой теме, мы с воспитателями младших групп поставили цель сделать уголок с самодельными шумовыми инструментами. А реализовать идею помогли родители воспитанников данных групп. Ведь инструменты сделаны из знакомых им материалов и выглядят совсем по- другому, намного интереснее. Они заставляют ребенка по-новому услышать мир звуков. Звуков вокруг нас много, и они такие разные! Там жалобно мяукает котенок, здесь празднично позванивает хрусталь, таинственно шуршат под ногами листья, визжит тормозами машина, воет ветер. Играя на самодельных музыкальных инструментах, дети понимают: все, что окружает нас, звучит, и каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться услышать эту музыку. Таков первый шаг к элементарному музицированию.

В результате работы, мы разнообразили предметно-развивающую среду в ДОУ, творческий подход и заинтересованность педагогов, родителей помогли нашим детям окунуться в мир музыки и расширить представление о ней, развить воображение, активизировать эмоциональную сферу, мышление, речь. Познание музыки и ее красоты происходит не только на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях, но и в музыкальных уголках каждой группы. Все это привело к сплоченности детей, педагогов и родителей, объединенных одной целью и общим делом.

В своей работе я опираюсь на принцип – «от простого к сложному»

Чем младше ребёнок, тем проще ему нужен музыкальный инструмент. Одновременно существует и другая связь: чем беднее музыкальный опыт ребёнка, чем ниже уровень его музыкальности, тем с более простых инструментов следует начать обучение.

На начальном этапе первыми инструментами детей становятся ударные шумовые во всём их богатстве и разнообразии. Дети учатся узнавать и различать звуки бубна, погремушки, барабана, деревянных ложек, маракаса и др. Каждый инструмент нужно вносить, создавая игровую ситуацию. Постепенно у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость на знакомые детские музыкальные инструменты, появляется желание самостоятельно играть на них.

Следующий этап – обучение детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобны для этого металлофон и ксилофон. Сначала ребята учатся правильно держать молоточек, с помощью которого извлекаются звуки. После того, как дети почувствовали, что звуки могут быть низкими и высокими, громкими и тихими, долгими и короткими, мы начинаем игру несложных песенок на одном звуке. С самого начала мы учим детей точно воспроизводить ритм. Для этого предлагаю прохлопать ритм, проиграть с помощью различных ударных инструментов (бубнов, ложек, музыкальных молоточков).После того, как дети научились передавать ритмический рисунок разных мелодий, построенных на одном звуке, мы переходим к разучиванию попевок, построенных на двух, а затем трёх и более звуках, с более усложнённым ритмическим рисунком.

На третьем этапе мы выбираем произведение для оркестровки. Ребята слушают музыкальное произведение в моём исполнении или аудиозаписи. Они выбирают понравившееся им произведение. Затем я предлагаю детям инструменты, на которых можно оркестровать данное произведение. Все партии разучиваются индивидуально и только потом объединяются в единое целое.

Итог наших занятий - выступления оркестра на детских праздниках и развлечениях. Именно здесь дети учатся быть ответственными, внимательными, дисциплинированными. А если зрители – не только ребята, но ещё и любимые родители, то и радость от успеха чувствуется вдвойне.

Анализируя проведенную работу по данному направлению можно сказать, что игра на детских музыкальных инструментах помогает развивать музыкальные способности детей: тембровый, динамический, звуковысотный слух, чувство ритма, музыкальную память.

Дети сами ориентируются в разнообразных приёмах игры, у них развивается слуховой контроль и умение исправлять неточности в своём исполнении. Ребенок начинает чувствовать ответственность за правильность исполнения своей партии, медленно, но верно учится преодолевать в себе неуверенность, робость, вливается в коллектив. Игра на инструментах приносит детям удовлетворение в эмоциональном плане. На занятиях царит атмосфера увлечённости и вдохновения. Некоторые, ранее не увлеченные музыкой дети, начали проявлять эмоции и любовь к музыке. А ребята старшего дошкольного возраста изъявили желание посещать музыкальную школу.

Публикации по теме:

«Нейролепка в детском саду: инновационный подход к развитию детей». Опыт работы«Нейролепка в детском саду: инновационный подход к развитию детей». Опыт работы В современном мире, где информационные технологии занимают всё больше места в жизни человека, особенно важно уделять внимание развитию творческих.

Игра на детских музыкальных инструментах по развитию чувства ритма Цель: развитие чувства ритма у детей через игру на детских музыкальных инструментах. Задачи: - Познакомить детей с различными ритмическими.

Игра на детских музыкальных инструментах в детском саду Требование гуманизации образования, выдвинутое психологами и педагогами, предполагает большое внимание к развитию музыкальных способностей.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Опыт работы «Творческий подход к обучению детей на детских музыкальных инструментах»
Опубликовано: 10 марта 2025 в 20:16
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Творческий подход к обучению детей на детских музыкальных инструментах»» (включая файлы) размещена пользователем Никитина Анна Ивановна (УИ 3407301) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 марта 2025 среда
Вкусный праздник ананаса!
13 марта 2025 четверг
Соленый праздник для детей!
Читаем стихи Сергея Михалкова!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД