Папанова Жанна
«Игры с воздухом». Конспект НОД в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
Авторская образовательная программа: Н. Е. Вераксы «От рождения до школы».
Возрастная группа: старшая группа
Тема НОД: «Игры с воздухом»
Задачи: - способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.
Развивающая: Развивать познавательный интерес;
- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений. Развивать самостоятельность; Формировать навыки самостоятельной работы; Делать умозаключения и выводы.
Образовательная (коррекционная): упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве, на собственном теле, различии правой и левой руки; обогащать словарный запас детей.
Воспитательная: воспитывать умение понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно; воспитывать умение слушать воспитателя; воспитывать активность, наблюдательность.
Интегрируемые образовательные области:
1. «Познавательное развитие (ФЭМП и Ознакомление с окружающим миром)»
2. «Социально-коммуникативное развитие»
3. «Речевое развитие»
4. «Художественно-эстетическое развитие»
5. «Физическое развитие»
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.
Оборудование: кукла Буратино, 2 шарика веер, пакеты, стаканы с водой по количеству детей, трубочки, банка с водой, салфетка, пластилин, минеральная вода, стаканы пластиковые по количеству детей, крышки от фломастеров, бутылочка, баночки с разными ароматами, апельсин.
Деятельность воспитателя Деятельность детей
I. Вводная часть
Организационный момент
Стук в дверь, заходит Буратино:
- Здравствуйте ребята, я пришел к вам в гости.
Воспитатель: Ребята посмотрите, что нам принес Буратино.
Какие шарики?
- Почему ты, Буратино, такой грустный?
Буратино : Друзья, я не понимаю, вчера шарики были большие, веселые, а сегодня у меня один шарик стал – маленьким, грустным, а второй остался таким же веселым и большим. Я не знаю, что с ним случилось!
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, почему шарик стал таким маленьким?
А что надо сделать, чтобы маленький шар стал большим и веселым?
Воспитатель: А поможет нам шарик надуть… Отгадайте кто?
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! (воздух)
Буратино: А что такое воздух? Я никогда его не видел, его же нет нигде. А вы, ребята, видели когда-нибудь воздух?
Воспитатель: А вам интересно узнать, что такое воздух? И есть ли он?
- Сейчас мы с вами поговорим о воздухе, как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для экспериментов, а как это помещение называется? (
- В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. Я приглашаю вас в лабораторию.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество – внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
- Ребята, давайте докажем, Буратино что воздух все-таки есть! Попробуем его поймать! Хотите, я научу вас ловить воздух?
(Буратино принес шарики).
(Обследование шариков детьми: по цвету, объему)
(Плачет)
(Шарик сдулся.)
(Шарик надо надуть.)
Ответ детей: Да
Ответ детей: Да
(Лаборатория.)
(Нет, не видим)
Да.
II. Основная часть
Опыт1. «КАК ПОЙМАТЬ ВОЗДУХ?»
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем?
- Набираем в пакеты воздух и закрутим их.
- Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?
- Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Вывод: воздух прозрачный, бесцветный, его нельзя увидеть, но можно почувствовать.
Воспитатель: У меня в руке пластиковый стаканчик. Что в нем находится? (Воздух, ничего)
- А мы проверим ваши версии с помощью эксперимента.
Опыт 2. «ЕСТЬ ЛИ ВОЗДУХ В СТАКАНЧИКЕ?»
Воспитатель: На дно стаканчика приклеиваем на пластилин салфетку, тщательно её прижимаем к дну банки.
- Переворачиваем стаканчик вверх дном, держим его прямо вертикально и опускаем стаканчик в банку с водой, до дна. Затем вынимаем его из воды. Посмотрим, намокнет ли салфетка. Что же случилось с салфеткой.
- Почему? Как считаете?
Вывод: салфетка не намокла, потому что в стаканчике есть воздух, он не пускал туда воду.
- Посмотрите, я вновь опускаю в банку с водой стакан, но держу его, немного наклонив. Что появляется в воде?
Откуда они взялись? Да воздух вышел из стакана, а его место заняла вода. Значит, воздух невидимый, прозрачный!
Воспитатель: Интересно, а внутри человека, есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим!
Опыт 3. «ВИДИМ ВОЗДУХ ПРИ ПОМОЩИ ТРУБОЧКИ И ЕМКОСТИ С ВОДОЙ»
Воспитатель: Перед вами стаканы с водой и трубочки. Возьмите в руки трубочку, отпустите один конец в воду, а в другой подуйте. Что происходит?
Воспитатель: Подуйте в трубочки сильнее. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество?
Почему?
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и стаканчиков с водой увидели воздух. Вот видите! Значит, воздух есть внутри нас! Мы дуем в трубочку, и он выходит!
- Ребята, как воздух попадает к нам в организм?
- Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы его видим?
- Кто знает, что нужно сделать, чтобы почувствовать воздух
ОПЫТ 4. «ЧУВСТВУЕМ ВОЗДУХ»
Воспитатель: Давайте попробуем почувствовать его с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
- А что такое ветер?
- Правильно, это движение воздуха. Мы с вами создали искусственный ветер. А ветер можно увидеть глазами? Нет, мы его можем только почувствовать. Какой бывает ветер?
- Как можно узнать, дует ли на улице ветер?
- А что умеет делать ветер?
- Отправимся на поиски следующего ответа на вопрос «Как услышать воздух?»
ОПЫТ 5. «СЛЫШИМ ВОЗДУХ»
Воспитатель: Возьмите по крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? (Звук, воздух.)
- А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим?
Вывод: воздух можно услышать.
ОПЫТ 7. «ПУЗЫРЬКИ - СПАСАТЕЛИ» (вес воздуха)
Воспитатель: Нальем в стаканы минеральную (газированную) воду. Бросим в нее несколько кусочков пластилина (размером с рисовое зёрнышко).
- Что происходит в стакане? Почему падает на дно пластилин?
- Что происходит на дне, почему пластилин всплывает и снова падает?
Вначале пластилин тонет, т. к. он тяжелее воды, затем пузырьки воздуха облепляют кусочки (они напоминают маленькие воздушные шары, поднимаются вверх и выталкивают кусочки пластилина, пластилин всплывает на поверхность. Потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно.
- Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. Как вы думаете, воздух имеет запах? Как проверить?
ОПЫТ 6 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»
Воспитатель: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
- Проведем следующий эксперимент: каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить аромат. Чем пахнет воздух в пакете?
Вы замечательно справились с заданием,вот вам и угощение.
Ответы детей: он пуст
Ответы детей).
Дети проводят опыт с мешком.
Дует ветерок.
Ответы детей.
Дети проводят опыт
(Она сухая)
Ответ детей.
(Пузырьки воздуха).
Ответ детей.
Ответ детей.
Дети проводят опыт.
(Выходят пузырьки.)
Нет.
Ответы детей.
(Через нос и рот.)
Нет
(Да, надо привести его в движение).
Дети проводят опыт
(В лицо дует ветерок.)
(Ответы детей).
(Сильный - слабый, холодный - теплый, злой, колючий, нежный, освежающий, северный - южный.)
(Нужно посмотреть в окно: если веточки деревьев качаются, листочки шевелятся, значит, есть ветер.)
(Свистеть, освежать, дуть, кружить листья, качать деревья, поднимать волны на воде.)
Дети проводят опыт
(Подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек.)
(Писк, воздух.)
Проводят опыт.
(Он тяжелее воды, поэтому тонет.)
(Ответы детей).
Дети проводят опыт.
(Апельсинами.)
III. Заключительная часть (рефлексия)
Буратино: Ребята, а зачем нам нужен воздух? Я вот закрою нос и рот и не буду его чувствовать!
Воспитатель: Что ты, Буратино! Ребята, объясните, пожалуйста, зачем нам нужен воздух.
- Без воздуха можно задохнуться. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха все живое на земле просто погибнет.
Буратино: Вот спасибо! Как много я сегодня узнал о воздухе! Ребята, вы меня многому научили.
Воспитатель: А вы, ребята, что нового сегодня узнали?
Ребята. за то что вы сегодня многому научили Буратино, он приготовил для вас угощение и хочет вас угостить.
ОТМЕТИТЬ САМЫХ АКТИВНЫХ ДЕТЕЙ, Ответы детей: Чтобы дышать.
(Ответы детей).
(Воздух легкий, бесцветный, прозрачный, мы его не видим, но можем почувствовать и услышать.)