Зинаида Григорьевна Бородинова
План работы по самообразованию на 2017–2018 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по самообразованию
воспитателя второй младшей группы № 4
Бородиновой Зинаиды Григорьевны
по теме
«ВЛИЯНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 2- 4 ЛЕТ».
Сроки реализации: 2017-2018 учебный год.
Цель работы : Повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и общекультурного уровня для успешного становления речи детей.
Задачи:
Публикация «План работы по самообразованию на 2017–2018 учебный год» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники для подбора оптимальных методик влияния устного народного творчества на развитие речи детей;
Исследовать актуальность проблемы в рамках МАДОУ.
Выявить наиболее приемлемую форму объединения усилий педагогов и родителей для развития речи детей.
Исследовать результативность влияния устного народного творчества на развития речи детей.
Привлечь родителей к организации воспитательно-образовательной деятельности с детьми.
Обобщить и распространить свой педагогический опыт.
Литература для изучения:
1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. «Народная педагогика в воспитании дошкольника». М, 1995.
2. Бородич А. М. «Методика развития речи детей». М, 2004.
3. Бурак Е., Полетаева С. «Потешки и песенки для малышей». М, 2015.
4. Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду». Программа и методические рекомендации. М, 2010.
5. Даль В. И. «Пословицы и поговорки русского народа». М, 2009.
6. Жаворонушки: Песенки, приговорки, потешки, прибаутки, считалки (Сост. Г. Науменко). М, 1998.
7. Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской культуры». Учеб. -метод. Пособие. 2-е изд. ,перераб. И дополн. СПб, 2008.
8. Козырева Л. М. «Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет». М, 2005.
9. Леонтьева А. А. «Язык, речь, речевая деятельность». М, 1999.
10. Максаков А. И., Тумакова Г. А. «Учитеиграя». М, 2005.
11. Новоторцева Н. В. «Развитие речи детей». Популярное пособие для родителей и педагогов. Я, 1997.
12. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста». СПб,2010.
13. «Развитие связной речи детей». Образовательные ситуации и занятия. (Авторы- составители О. Н. Иванищева, Е. А. Румянцева). Волгоград,2012.
14. Русский фольклор (Сост. В. Аникин). М, 1985.
15. Изучение статей в журналах:
«Воспитатель ДОУ»
«Дошкольное воспитание»
16. Изучение методик и технологий педагогов на сайтах в Интернете.
Деятельность педагога Сроки реализации Практические выходы
Подбор и изучение методической литературы Сентябрь-
май Создание картотеки методик «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»
Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие» детей группы Сентябрь Выявление у детей уровня речевого развития
Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребёнка» Октябрь Создание картотеки «Потешки и песенки для детей»
Изучение методики создания театрализованного центра в группе Ноябрь Создание театрального центра в группе (кукольного, теневого, пальчикового)
Показ кукольного театра по сказкам «Колобок», «Теремок», «Рукавичка» Ноябрь Обустройство уголка ряженья с костюмами сказочных героев
Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми» Декабрь Создание картотеки хороводных, народных подвижных игр.
Изучение темы: «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребёнка» Декабрь Мастер -класс для педагогов «Забытые народные игры», в том числе коми народные игры.
Подготовить и провести творческий вечер с участием родителей «Рождественские посиделки» Январь Создание картотеки колядок для разучивания с детьми.
Изучение темы: «Настольно –печатные игры по русским и коми народным сказкам» Январь Создание лэпбука «Сказкотерапия»
Подготовить и провести развлечение с родителями «Вечер загадок» Февраль Создание библиотеки красочных книг с русскими и коми народными сказками.
Подготовить и провести игры –имитации отдельных действий человека, животных, птиц. Февраль Создание модулей «Северный край», «Животные жарких стран на водопое»
Изучение темы: «Театрализованные игры, как средство развития речи детей» Март Создание картотеки театрализованных игр по мотивам русских и коми народных сказок.
Подготовить и реализовать проект «Сидит кошка на окошке» Март Организация выставки игрушек, поделок и сувениров «Кошки», как одного из героев народных сказок.
Подготовить и провести родительское собрание на тему «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» Апрель Консультация для воспитателей «Использование элементов устного народного творчества, как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Изучение темы: «Роль дидактических игр в развитии речи детей» Апрель Консультация для родителей «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»
Подготовить выступление на педсовете «Итоги выполнения плана по самообразованию. Самоанализ» Май Презентация «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»
Выводы: Возраст от 2 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым
жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.