мария макарова
Отчёт по самообразованию «Социально-нравственное воспитание детей 4–5 лет посредством народных игр и фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по самообразованию
Социализация
Автор: Макарова Мария Юрьевна
28.05.2015
В 2014- 2015 учебном году я работала над темой самообразования «Социально-нравственное воспитание детей 4-5лет посредством народных игр и фольклора.»
Публикация «Отчёт по самообразованию „Социально-нравственное воспитание детей 4–5 лет посредством народных игр и фольклора“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Фольклор. Самообразование
- Темочки
Эта тема выбрана мною не случайно. Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров, позволяющих в общении закладывать фундамент всех полезных и необходимых навыков социально-нравственного воспитания.
Цель моей работы: Способствовать благоприятной обстановке, установлению добрых отношений в группе, устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребёнка; формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей. Создать условия для развития творческой активности детей в повседневной жизни, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.
Поставила перед собой следующие задачи:
1. Прививать навыки общения и коллективного творчества;
2. Развивать выразительность речи, расширять и активизировать словарный запас;
3. Развивать у детей умение использовать малые формы фольклора в повседневной жизни.
Для того чтобы достичь мастерства в использовании фольклора в повседневной жизни, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей. Я считаю, что за год-два вершины педагогического мастерства не достичь, но попытаться понять душу ребёнка, разгадать мотивы его поступков, научиться направлять его деятельность в нужное русло, можно. Считаю необходимостью изучения произведений детского фольклора, так как народная педагогика возникла, как практика, как искусство воспитания, она древнее педагогической науки, всегда обогащала её и, в свою очередь, сама обогащалась ею. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, жеребьёвки, скороговорки, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики. Поэтому я широко применяю их в своей работе с детьми.
Работу я начала по следующим направлениям: изучение литературы; работа над планом художественно-речевого клуба " Скоморошина " для детей 4 лет; занятия с детьми в клубе " Скоморошина "; использование малых форм детского фольклора с детьми 4-5лет в повседневной жизни.
В течение учебного года я изучала соответствующую литературу по данной теме
1. Р. С. Буре "Социально-нравственное воспитание дошкольников. 3-7 лет.
2.«Нравственное воспитание дошкольников в детском саду» под редакцией В. Г. Нечаевой и Т. А. Марковой. (В этой книге определены цели и задачи нравственного воспитания дошкольников, что помогло мне определить и поставить нравственные цели и задачи) .
3.«Посеешь привычку – пожнёшь характер» Л. И. Каплан (Я узнала и применила в своей работе опыт педагога в формировании полезных привычек у детей)
4. Свадковский И. Ф. Нравственное воспитание/ И. Ф Свадковский - М. : Изд-во Москва, 1972
5. Купина Н. А., Богуславская Н. Е. Весёлый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребёнка, сюжетно-ролевые игры. / Н. А. Купина, Н. Е Богуславская - М. : Изд-во Просвещение, 1992
6. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. / И. Ф. Мулько - М. : Изд-во Москва,2004
7. Петрова В. И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации/. В. И. Петрова М. : Изд-во Мозаика-Синтез, 2005.
8. Журналы "Дошкольное воспитание", "Воспитатель ДОУ" (Они помогли мне подобрать малые формы фольклора для работы с детьми в повседневной деятельности.)
Разработала план Художественно-речевого клуба "Скоморошина", конспекты занятий с детьми. Показала открытое занятие клуба "Скоморошина". Занятия клуба проводились два раза в месяц, в вечернее время.
Я считаю, что приобщение детей к народным традициям, наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. Выбор этой темы связан с проблемой формирования социально-нравственных качеств, которую можно эффективно решить с помощью малых форм детского фольклора. Особенно актуальна эта проблема в повседневной жизни детей, так как в общении закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков социально-нравственного воспитания. Посредством детского фольклора ребёнок лучше запоминает, устанавливает причинно-следственные связи.
Я использовала в своей работе малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки - потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего, и мы с детства их помним: «Аты-баты, шли солдаты.».
Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. Замечено, что к педагогу, виртуозно владеющему образным народным фольклором, тянутся дети: их завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете или настоящие «небывальщины и несказальщины».
Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.
Рассказывая потешки, использую на первых порах наглядность, объясняю значение новых слов, опираясь на опыт и знания детей. Совершенствую свою речь, ведь подражание — движущая сила в развитии ребенка!
В своей работе детский фольклор я использую в разных видах деятельности:
• в обучении правильному произношению;
• в приобщении детей к русской национальной культуре;
• В режимных моментах
• в беседах;
• в наблюдениях;
• в народных подвижных играх;
Для работы в повседневной жизни подобрала песенки, потешки и т. д. для использования фольклора в режимных моментах :
Использую фольклор в своем общении с детьми, это способствует благоприятной обстановке, установление добрых отношений в группе, устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности детей. С помощью детского фольклора у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам. Во время проведения режимных моментов осуществляется обогащение социально-бытового опыта ребёнка, приобретаются навыки необходимые ребёнку в повседневной жизни. Соблюдение режима проходит легче, веселее, интереснее под весёлые народные песенки, потешки, пестушки, да и различные формы фольклора легче запоминаются если их использовать в режимных моментах.