Ольга Алексеенко
Формирование основ здорового образа жизни в воспитании дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс формирования ЗОЖ у дошкольников будет результативным, если выполнить следующие педагогические требования:
1. разработка в детском саду обучающей программы, которая была бы направлена на получение детьми навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к себе и окружающим людям;
2. создание развивающей предметно-пространственной среды по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста;
3. организация взаимодействия ДОО и семьи. Рассмотрим организацию взаимодействия ДОО и семьи.
Как показали исследования психологов, педагогов и социологов для полноценного развития дошкольников необходимо взаимодействие детского сада с семьей. Оно играет важную роль в формировании основ ЗОЖ у детей.
Воспитание физически крепкого и морально устойчивого ребенка, умеющего приспосабливаться к реальным условиям жизни, составляет основу педагогической модели взаимодействия ДОО и семьи по формированию основ здорового образа жизни.
Без активного взаимодействия в системе «ребенок - родитель - педагог» невозможно эффективное физическое развитие ребенка. Для выполнения второго педагогического требования необходимо создать развивающую предметно-пространственную среду по формированию ценностей здорового образа жизни у детей. И нужна такая среду, чтобы она стимулировала детей на физическую активность, давала возможность для движения, познания, мотивировала к подвижным играм. Создавая такую развивающую среду в группах детского сада, мы способствуем формированию представлений, а позднее и навыка у детей в здоровом образе жизни. Центры ЗОЖ оснащают различными книгами, энциклопедиями, иллюстративным материалом и дидактическими пособиями, раскрасками, развивающими играми по теме ЗОЖ, альбомами с фотографиями детей группы, на которых запечатлены моменты их разнообразной деятельности др. ФГОС ДО предъявляет к развивающей среде определённые условия:
- насыщенность – должна отвечать возрастным особенностям детей;
- трансформируемость - считает возможным изменять предметно-пространственное окружение в зависимости от ситуаций, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
- полифункциональность – способность по-разному использовать составные части предметно-пространственной среды, например, дорожек здоровья, матов, мягких модулей, ширм и т. д. .
На участке детского сада оборудуют спортивную площадку, где впоследствии дошкольники будут играть в разнообразные игры : в мяч, бадминтон, городки, кегли, разные виды классиков. Также на площадке должны быть дорожки для катания на самокате, роликовых коньках, разметка для баскетбола, городков, эстафетные дорожки. Спортивный зал нужно оснастить разными предметами и пособиями: шнурами, лентами, обручами, гимнастическими палками, разнообразными мячами, гимнастическими стенками, скамейками, матами, и т. д. В группе должен быть центр двигательной активности. Его наполняют следующим оборудованием: массажными дорожками, мешочками с разнообразной крупой, скакалками, обручами, шнурами, различными мячами, кеглями и т. д.
Таким образом, организовывая развивающую предметно-пространственную среду для формирования ценностей здорового образа жизни, нужно иметь огромный выбор разнообразного спортивного инвентаря, которое нацелено на развитие физических навыков, и укрепление и сохранение здоровья.
Третьим педагогическим требованием является выполнение работы по формированию навыков самообслуживания:наглядно-образные и практико-действенные .
Нужно прививать детям элементарные правила поведения среди взрослых и сверстников,формировать культурно-гигиенические навыки,детей приобщать к трудовой деятельности: хозяйственно-бытовому труду, посильному труду в природе.
Учить детей поддерживать чистоту и порядок в помещении, а также в одежде, обуви, личных вещах, игрушках.
Учить пользоваться санитарно-гигиеническими принадлежностями; закреплять приобретённые навыки.
Совершенствовать умение накрывать на стол, формировать умение оказывать помощь взрослому.
Воспитывать желание трудиться, бережно относиться к результатам человеческого труда; формировать умение распределять предстоящую работу по этапам.
Приобретённые трудовые навыки позволят воспитанникам в дальнейшем обслуживать себя самостоятельно и помогать товарищам и взрослым.
Выполнение этих требований и будет способствовать результативному формированию ЗОЖ у дошкольников.