Наталья Краснова
Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы:
«Воспитание гражданина и патриота, знающего и
любящего свою Родину, задача особенно актуальная
сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.» В. А. Сухомлинский
Автор проекта : музыкальный руководитель.
Темочки:
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Музыкальное развитие
- Народная культура, фольклор
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
Участники проекта : воспитатели, дети, педагог-логопед, педагог-психолог, воспитатель по физической культуре, инструктор по плаванию.
Тип проекта : долгосрочный, фронтальный,
интегративный, комплексный.
Срок реализации: сентябрь-май
Условия развития духовного начала у дошкольников средствами музыкального фольклора :
Систематическое использование фольклора в образовательном процессе.
Учёт возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста.
Создание комфортных условий для становления гармонично развитой личности
Цели :
Сохранение и формирование духовно-нравственного здоровья дошкольников
Приобщение к ценностям народной культуры через музыкальную деятельность.
Воспитывать любовь и уважение к музыкальной культуре своего народа.
Всесторонне развивать личностные качества на основе духовно-нравственного воспитания музыкой
Формировать внутренний мир ребенка через музыкальные образы
Задачи :
Овладение языком музыкального искусства на основе полученных знаний и навыков.
Формировать жизненные позиции и отношение к окружающим с помощью народной музыки.
Жанровое разнообразие музыкального фольклора :Народные хороводы,Русские народные танцы,Русские народные песни,Игра в оркестре народных инструментов,Народные игры с музыкальным сопровождением.
Песня — наиболее простая и распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией.
Обрядовая песня - жанр народной песни. Все важные моменты в жизни человека, от рождения до смерти, а также многие календарные даты в старину сопровождались обрядами.
Внеобрядовые песни:Колыбельная - песня, исполняемая при убаюкивании ребенка.
Исторические песни – песни, героями которых, в отличие от былин, являются не богатыри, а конкретные исторические лица (например, о Степане Разине – «Из-за острова на стрежень…»).
Лирические (любовные) – «Ой цветет калина.»
Хоровод – это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. Мелодия хороводных песен связана с конкретным содержанием текста: он призван помочь движению, подчеркнуть его характер. Хоровод является примером массовой хореографии. Здесь все участники должны хорошо знать, какие движения необходимо выполнять в тот или иной момент звучания песни.
Народный танец. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, исцеление, выбор вождей. Танцем выражались моление о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении.
Движения и жесты постепенно подвергались художественному обобщению. В результате чего сформировалось искусство танца.
Детские народные игры. Для ребенка игра – это одна из главных форм его деятельности, через которую осваивается мир окружающих его предметов, человеческие отношения. Это развлечение, забава и всегда соревнование, стремление каждого участника выйти победителем.
Во многих играх поются короткие или длинные песни - игровые припевы, исполняющиеся на простые, доступные каждому ребенку мелодии.
Народные музыкальные игры просты и доступны для детей дошкольного возраста. Они способствуют нравственному и физическому воспитанию, легко запоминаются детьми, развивают музыкальный слух, чувство ритма, память, ненавязчиво знакомят с традициями своего народа.
ИГРА НА ДЕТСКИХ НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ. Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального эмоционального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
Народные праздники. Задачи:
1. Приобщать к истокам духовной культуры русского народа.
2. Знать названия праздников и уметь объяснить, что это за праздник и когда он бывает.
3. Принимать осмысленное и активное участие в проведении русских народных праздников.
4. Развивать самостоятельность, инициативу и импровизированные способности у детей.
5. Развитие художественной творческой активности детей, создание ими собственных творческих композиций.
6. Обогащать словарный запас.
ПРОВЕДЕНИЕ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ И УКРЕПЛЕНИЕ ТРАДИЦИЙ.
Изучение фольклорных традиций происходит через участие в праздновании (религиозных) церковных и народных праздников и распределено в течение всего года в соответствии с народным календарём. Так, например, празднуя Рождественские колядки, воспитанники сначала знакомятся со значением этого праздника в русской традиции, а затем разучивают песни, хороводы и игры, сопровождающие этот праздник.
Заключение:Наши дети должны хорошо знать традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении духовной нравственности.
Самореализовать себя как личность, любить свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы и творчества.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.