Наталья Евдокимова
Социально-нравственное воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Годы чудес» - так называют ученые первые годы жизни ребенка. То, что мы заложим в него в этот период, оставит неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека.
Важное место в процессе становления человека принадлежит эмоциональному положительному, содержательному общению с окружающими людьми. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, ребенок учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, т. е. становится социально компетентным. Проблема приобщения детей к социальному миру всегда была и остается одной из ведущих проблем формирования личности ребенка.
Публикация «Социально-нравственное воспитание дошкольников» размещена в разделах
В нашем детском саду работа по развитию у детей навыков общения и социальной компетентности ведется много лет. Работа эта обширна и многогранна. Приступая к изучению интересующих вопросов, мы обнаружили, что основные проблемы общения связаны с непониманием дошкольниками чувств и смысла поведения других детей, с невнимательностью к интересам и ценностями тех, с кем они общаются, с неуверенностью в себе, страхом получить отказ в общении.
Поэтому, в первую очередь, свою работу мы начали с привития детям базовых социальных навыков : умение выслушать другого, поддержать общий разговор, тактично критиковать и хвалить другого.
Так обучение умению слушать осуществлялось с помощью следующих эффективных приемов. В группах воспитатель создавал свой особый благоприятный климат. Созданию атмосферы доброжелательности служат добрые традиции в группе: дети встречают друг друга радостной улыбкой, каждое утро вновь вошедшего в группу весело приветствуют, обращаясь к нему с репликой или вопросом, слезы и обида каждого не проходят без внимания.
Большое внимание воспитателями уделяется обучению детей выражать дружеские чувства, симпатии, сочувствие к окружающим. В группе созданы уголки настроения, дерево радости, мешочек добрых дел. Дети понимают необходимость учитывать настроение сверстника в общении с ним. Они знают, что дружеское отношение зависит от того, как ребенок общается с другими, умеет ли быть приветливым, интересным собеседником и партнером в игре.
Следующей стадией в развитии навыков социального поведения и общения является освоение моделей поведения в конфликтной ситуации. Эти упражнения проводятся в старшем дошкольном возрасте. Очень важно добиться, чтобы полученные знания активно использовались детьми в повседневной жизни. Детям предлагаются упражнения, в которых воспитатель спрашивает ребенка, как поступить в сложных жизненных обстоятельствах. Выполняя упражнения «Мама заболела», «Товарищ потерялся», «День рождения друга», «Помоги бабушке», дети учатся действовать в проблемных ситуациях в интересах других людей – как взрослых, так и сверстников. Это помогает, кроме совершенствования социальной компетентности, развивать такие чувства, как сочувствие, сопереживание.
В группах разработан свод правил общения. Каждый ребенок высказал свое мнение и внес в правило свои предложения. Например: «Нельзя кричать в группе, можно спокойно говорить», «Нельзя обижать слабых детей», «Каждый имеет право высказываться, но в сою очередь». Вначале правила нарушались, но постепенно дети привыкли и теперь следят за их выполнением. Вовлекая детей в разработку правил, мы стремимся развивать самостоятельность, которая всегда сопряжена с ответственностью. У детей также формируется оценка поведения других детей и самооценка.
В нашем детском саду уделяется особое внимание полоролевому воспитанию. Наблюдая за игрой девочек и мальчиков, слушая их беседы, мы отмечаем, что с каждым годом мир ценностей меняется. Определяет его социальное окружение, тот социальный уклад, в котором формируется психика ребенка. В общении девочек мы обратили внимание на то, что у них присутствует больше хороших побуждений, поступков и слов. У мальчиков более разнообразным стало негативное поведение, они в своих играх отражают роли отрицательных героев мультфильмов и фильмов. В связи с этим проводятся этические беседы для мальчиков и девочек: «Мальчики – защитники», «Мальчики – маленькие рыцари», «Мальчики – будущие мужчины». На занятиях и в повседневной жизни даем понятие о роли будущих мужчин и будущих женщин.
Эффективной формой развития навыков общения является разбор – сказок, рассказов,кинофильмов. Дети обсуждают поступки и характеры героев с позиций человеческих качеств, таких как доброта, отзывчивость, жадность, трусость.
Ближайшими помощниками во всех начинания стали родители воспитанников. Традициями детского сада стали семенные посиделки. Развлечения: «Папа, мама, я – трудолюбивая семья», «Папа, мама, я – музыкальная семья». В сложной социальной обстановке, которая нас окружает, очень важно сохранить семейные традиции и ценности. Чтим в детском саду народные праздники и обряды. Созданы мини – музеи кубанского творчества, которые пополняются с помощью родителей.
Подводя итог сказанному, хочется отметить, что основой социально – нравственного воспитания является доброжелательное отношение к детям, умение поддержать в группе спокойную жизнерадостную обстановку, активно приобщая дошкольников к доступным формам гуманного общения и культурного поведения. Успеха можно добиться, если с самого раннего возраста присматриваться к маленькому человеку, видеть в нем личность.
Фундамент, на котором необходимо строить общение с детьми – глубокое и серьезное уважение к ребенку.
Список литературы:
1. Галигузова Л. Н., Смирнова О. Е. Ступени общения : от 1года до 7 лет. -М. : Просвещение 2002
2. Ермолаева М. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2005