Ольга Сорочкина
Социально-нравственное воспитание дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Главная задача родителей состоит в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Основа чувств закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку. Эффективное социально-нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом социально-нравственной стороны поступков окружающих его людей. Также персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его социально-нравственных поступков для наиболее понятным малышу образом.
Публикация «Социально-нравственное воспитание дошкольников,» размещена в разделах
Таким образом, социально-нравственное воспитание дошкольника это есть его активный целенаправленный процесс вхождения в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей. Таким образом и формируется социально-нравственное осознание ребенка, развиваются социально-нравственные чувства и привычки поведения.
В дошкольном возрасте дети стремятся развивать свои личностные качества, чувства и способы восприятия окружающей действительности. Поэтому поведение членов семьи ребенка (в первую очередь – родителей) становиться фундаментом будущего мировоззрения дошкольника. Самое главное, чтобы семейное социально-нравственное воспитание дошкольников проходило в едином комплексе с основами поведения ребенка, прививаемое в детском саду. Так, навыки вежливого общения, умения делиться своими игрушками, желание помогать старшим должно в первую очередь должно исходить от родителей и закрепляться педагогическими поучениями воспитателей детского сада.
Также теоретические основы социально-нравственного воспитания дошкольников заложили Р. С. Буре, Е. Ю. Демурова, А. В. Суровцева, Т. А. Маркова, В. И. Нечаева, Л. А. Пеньевская, А. В. Запорожец и др.
Этапы формирования личности в процессе социально-нравственного воспитания :
1 этап – формирование социальных эмоций и нравственных чувств;
2 этап (может быть параллельным) – накопление знаний и формирование нравственных представлений;
3 этап – переход знаний в убеждения и формирование на этой основе мировоззрения и ценностных ориентаций;
4 этап – претворение убеждений в конкретное поведение, которое можно назвать нравственным.
Дети в общении формируют способность выражать свои чувства, развивают способность к сопереживанию и сочувствию, очень важную в социально-нравственном воспитании дошкольника. Поэтому еще одно важное направление социально-нравственного воспитания детей это развивать их способности к эмпатии. Также не мало важно постоянно обращать внимание ребенка на то, какие переживания он испытывает, что чувствуют окружающие его люди, обогащать лексикон дошкольника различными словами, выражающими переживания, эмоции, чувства. Стратегия социально-нравственного воспитания в детском саду и дома должна направляться не только на осознание своих чувств и переживаний, на усвоение общественно значимых правил и норм поведения, но и на развитие чувства общности с другими людьми, формирование позитивного отношения к людям в целом. Задачу социально-нравственного воспитания детей в дошкольном возрасте способна решить игра. В игре ребенок знакомится с разными видами деятельности, осваивает новые для себя социальные роли, совершенствует коммуникативные навыки, учится выражать свои чувства и понимать эмоции других людей, оказывается в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь, накапливает первоначальный банк нравственных представлений и пробует соотносить их со своими поступками, учится следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор.
Таким образом, социально-нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребенок формирует самые первые моральные оценки и суждения. Он начинает понимать, что такое социально-нравственная норма, и формирует свое отношение к ней, что, далеко не всегда обеспечивает соблюдение ее в реальных поступках. Социально-нравственное воспитание детей происходить всю жизнь, и главное значение в становлении социальной-нравственности ребенка играет окружающая среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в социально-нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.