Ольга Микушева
Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством художественного слова
▼ Скачать + Заказать документы
«Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая самобытная, неповторимая жизнь. И от того как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,- от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.» - так утверждал В. А. Сухомлинский, советский педагог и писатель. Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Духовно-нравственное воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. В. А. Сухомлинский так же утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством художественного слова» размещена в разделах
Духовно-нравственное воспитание должно позволить детям наслаждаться спокойствием своего мира. Время и заботы, любовно и бережно уделенные взрослыми детям, никогда не будут потеряны впустую, а призваны восполнить педагогический долг по реализации права ребенка на счастье. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания.
Острота проблемы формирования духовно-нравственных качеств личности на сегодняшний день заключается в том, что в век информационных технологий личность каждого человека, а ребёнка в особенности, находится под постоянным воздействием различных потоков информации, как позитивной, так и негативной. Низкий уровень духовно-нравственной культуры родителей, некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка также негативно сказываются на воспитании подрастающего поколения. В наше время, когда материальные ценности преобладают над духовными, у детей могут быть искажены представления о доброте, справедливости, милосердии, поэтому духовно-нравственное воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста, когда закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное поведение.
Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература. Ее влияние на нравственное воспитание дошкольников многогранно. Художественные произведения привлекают ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Они, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать радости и горести героев, как свои.
При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал.
Для формирования нравственных качеств личности дошкольника необходимо использовать следующие принципы: системность, наглядность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Приобщая детей к художественной литературе, необходимо подобрать такие произведения, героями которых можно восхищаться, подражать, которые помогают в формировании нравственных чувств у детей: товарищества, честности, правдивости, уважения к труду взрослых, ответственности за свои поступки, умению видеть добро и зло, способствуют развитию у детей любви к родному краю, к родной природе.
Художественное слово может стать действенным средством воспитания моральных качеств личности дошкольника, способствовать формированию у него образа нравственного идеала. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.
Знакомство детей с художественной литературой можно начинать с миниатюр народного творчества: потешек, песенок, прибауток, частушек. Эти произведения, родившись в глубине души русского народа, выражают мечту русского человека о светлом будущем, удовлетворении не только материальных, но и духовных потребностей. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка - особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Важным духовным барьером для людей всегда были, есть и будут совесть, честь, долг и ответственность. Они являются мерилом поступков для многих людей, что нашло отражение в пословицах и поговорках.
Они содержат в себе богатый материал для формирования духовно развитой личности, поскольку являются сконцентрированной народной мудростью. В предельно доступной и краткой форме в них представлены главные ценности русских людей, а также социально-исторический и бытовой опыт народа, проверенный практикой многих поколений.
Тема веры, добра, милосердия и послушания широко представлены в народных сказках и составляют их духовно-нравственное содержание.
«У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.» - писал К. Д. Ушинский. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Духовно- нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Использование сказок для формирования нравственных чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях современного мира наблюдается искажение первоначального смысла произведений, превращающие сказочное действие из нравственно – поучительного в чисто развлекательное. Велики возможности сказки для гармонизации эмоциональной сферы и коррекции поведения ребенка дошкольного возраста.
Восприятие сказок оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений, создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Слушая сказки в детстве, ребенок накапливает бессознательно некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активирован в случае необходимости, а не будет ситуации – так и останется в пассиве. Сказка может дать символическое предупреждение о том, как будет разворачиваться ситуация. Поэтому сказка для детей связана, прежде всего, с осознанием смысла сказочных событий и их взаимосвязи с ситуациями в реальной жизни. Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос: «Чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». Будет более мудрым и созидательным. Сказка это волшебство, а волшебство – это ещё превращение. В сказке – реальное, а в жизни внешне не всем заметное. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир. Сказка – это еще терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта. Каждая сказка обладает своей неповторимостью. Ребенка привлекают невероятность сказочных событий, очарование вымысла, победа добра над злом. Без знания сказок самое блестящее воспитание и образование не полноценно. В сказках противоборствуют лишь чрезвычайно сильные и очень слабые, невероятно храбрые и невыносимо трусливые герои, великаны и карлики. В восприятии и оценках литературных произведений детьми также преобладают полярности, «белые» и «черные» тона. Вот почему сказки нужны детям, ведь в своих лучших образцах они, по словам В. А. Жуковского, нравственно чисты и не оставляют после себя «дурного, ненравственного впечатления». Благодаря сказкам, у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать, радоваться, без которой человек не человек.
Сказки воспитывают трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, воспитывают у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие. Главный положительный герой сказок, как правило, своей искренностью, непосредственностью очень близок детям. И его кажущаяся неразумность, пройдя через множество жизненных испытаний, оборачивается мудростью. Он завоевывает уважение и почет, то, о чем в глубине души мечтает каждый ребенок.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, особые причинно - следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Она является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка. Но в наш век духовного обнищания, сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Именно в детском возрасте важно успеть заложить ростки доброты, ответственность за свои поступки, любви к людям, природе своего края. Не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. В сказках и заключается ценность в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.
Русские народные сказки издавна составляют важнейший элемент народной педагогики. Они признаны научной педагогикой и прочно вошли в детский быт. В младшем дошкольном возрасте ребенок еще не может дать правильную моральную оценку, важная роль отводится воспитателю, он помогает осмыслить ситуацию, перенося свое положительное или отрицательное отношение на конкретные поступки героев.
В работе со старшими дошкольниками можно использовать былины, в которых описаны подвиги наших праотцов — богатырей, бескорыстных служителей своему народу и Отечеству, чтобы на доступном для дошкольников уровне показать значение слов «верность Отчизне», «доблесть», «патриотизм». Ведь русские богатыри, как никто другие, подходят для толкования данных определений. Они бились с врагами во имя спокойствия и благополучия Руси, защищали родную землю от всех, кто посягал на ее свободу и независимость, служили ей без корысти. Обращаясь к вековым традициям русского народа, на примере былинных героев и происходит «закладка» в детях положительных черт русского характера. Кроме того, былины показывают наличие у этих бесстрашных героев таких чувств, как доброта и милосердие к людям, отмечают их набожность. Ведь недаром в народных сказаниях приводится та мысль, что Илья Муромец после своих ратных подвигов и воинской службы раздал нажитые им богатства на украшение храмов и нищим и посвятил себя богослужению.
Чтение художественных произведений должны сопровождаться показом наглядного материала. Рассматривание иллюстраций помогает понять смысл произведения. Книги необходимо подбирать выразительные, яркие - начиная с переплета, качества бумаги, печати, иллюстраций; доступные по языку, образам, по силе выраженных чувств.
Это позволяет более глубоко воздействовать на чувства ребенка, способствует запоминанию текста. В этом случае помогает улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость.
Таким образом, использование художественного слова в духовно- нравственном воспитании дошкольников будет способствовать формированию моральных качеств личности ребенка, поможет в систематической и планомерной работе по воспитанию подрастающего поколения.