Федулова Светлана Владимировна
«Путешествие Знайки и его команды». Организованная образовательная деятельность в форме квест-игры по экологии
▼ Скачать + Заказать документы
Организованная образовательная деятельность
в форме квест-игры по экологии
«Путешествие Знайки и его команды»
Образовательная область (интеграция образовательных областей): познавательное, речевое, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое развитие.
Цель: Повышение экологической культуры детей, воспитание любви к природе.
Задачи:
Обучающие:
• формировать знания детей о способах охраны окружающей среды;
• активизировать словарный запас;
Развивающие:
• развивать умение логически мыслить, делать выводы, умозаключения, развивать коммуникативные умения;
• расширять и обогащать знания о природе, её явлениях, правилах поведения в ней;
Воспитывающие:
• воспитывать бережное отношение к природе, её ресурсам, животному и растительному миру;
• доставить детям радость, удовольствие от выполнения совместных заданий, согласовывать свои действия для достижения общей цели.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций экологического содержания, просмотр документальных фильмов экологической
направленности, беседы с детьми, дидактические игры, чтение художественной литературы Н. Носова «Приключения Незнайки», дидактические игры.
Форма организации: коллективная деятельность, работа по подгруппам, самостоятельная деятельность детей.
Методы и приёмы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы, индивидуальная работа, дифференцированный подход.
Оборудование:
•5 конвертов (каждое с ключом - заданием);
•Запись «сообщение от Земли»;
•Раздаточный материал для игры «Собери рюкзак»;
•Картинки с лекарственными растениями;
•Маски-ободки: растение, растительноядное животное, хищник;
•Раздаточный материал для игры «Сортировка мусора»
•Плакат «Что нельзя делать на природе»;
•Подарок детям (медали – «Эколята»).
Ход игры:
Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.
Все мы дружные ребята,
Мы ребята-эколята.
Мы природу защищаем
Любим и оберегаем!
В гости к ребятам приходит Знайка.
Знайка: Здравствйте, ребята! Я принес вам важное сообщение.
Звучит сообщение:
«Внимание! Внимание! Говорит Земля! Планета в опасности! Гибнут животные, исчезают растения, загрязняются реки, моря и озера. Беда пришла на нашу Землю. Вы, жители планеты, должны любить и беречь ее – дом, в котором мы живем!».
Воспитатель: (обращается к детям). Слышите, какое тревожное сообщение? Я думаю, мы должны помочь нашей планете. Чтобы не только сберечь, но и приумножить природные богатства, надо много знать о природе и любить ее. Все это подвластно науке экология.
Знайка: Ребята, сегодня с вами мы оправимся спасать одного из помощников Земли, его похитил злой колдун. Выполнив правильно все задания – мы узнаем, где колдун его спрятал. Добраться до пункта назначения нам помогут ключики (ключики в виде геометрических фигур, которые приготовили для вас мои друзья из Цветочного города.
Воспитатель: Каким будет наше решение? Вы готовы помочь нашей Земле?
Но для начала, я хочу проверить, все ли вы знаете о том, что делать хорошо, а что – плохо?
Проводится игра «Хорошо – плохо»
Дети хлопают, если согласны с утверждением и топают, когда не согласны.
• - Бросай, куда попало мусор.
• + Дай вещи «вторую жизнь».
• - Оставляй мусор в лесу, около водоёма, на месте отдыха.
• +Сортируй мусор правильно;
• +Экономно используй тетради и бумагу (например, оборотную сторону).
• -Беспокоить животных, разорять муравейники, птичьи гнёзда.
• +Оборудовать и очищать места отдыха
• -Ломать растения, срывать цветы
• +Оберегать и подкармливать животных и птиц
• + Участвовать в субботниках
Ну что, же, вы – Молодцы. Теперь отправляемся в путь.
(В группе разложены 5 конвертов с заданиями, на конвертах изображены сказочные герои и силуэты геометрических фигур. С обратной
стороны конверта буквы: э, ко, ло, ги, я, в конвертах лежат геометрические фигуры: овал, квадрат, круг, треугольник, прямоугольник).
Дети подходят к первому столу, где лежит первый конверт.
Знайка: Чтобы получить первый ключ, вам необходимо отгадать загадку, от кого из моих друзей будет задание:
Все в Цветочном городишке
Знают этого мальчишку.
Коротышку и зазнайку,
Беззаботного …
Дети: Незнайку.
Знайка: Правильно, ребята. Первое задание от Незнайки.
(дети находят конверт с заданием)
«Собери рюкзак» (игра на классификацию предметов по назначению, необходимые в походе)
Воспитатель: читает задание
Вчера КТО - ТО ходил в поход –
Съел ОН кашу, бутерброд!
И сложил в рюкзак игрушки
Мячик, удочки, подушку,
Взял продукты на неделю,
Книжку, папину гантелю,
Кружку, ложку, котелок.
А поднять рюкзак не смог.
Что же сделал ОН не так?
Почему тяжел рюкзак?
Работа детей с раздаточным материалом
(дети называют и показывают что с собой не стоит брать, а то что нужно в походе – кладут рядом с рюкзаком)
Знайка: Молодцы, ребята, вот вы и готовы к походу. Посмотрите, в конверте есть фигура, как она называется?
Дети: треугольник.
Воспитатель: Первый ключ у нас. Нас ждет второе задание. От кого оно?
Этот очень-очень важный.
Он с касторкою отважно
На болезнь бросается,
Всех лечить старается.
(Дети находят конверт с кругом от доктора Пилюлькина).
Викторина «Зеленая аптека»
Воспитатель: Дети, чем вас лечит мама, когда вы заболеете?
Дети: Мама дает таблетки, микстуры и отвар лекарственных трав.
Воспитатель: Лекарственные травы называют «зеленой аптекой». Как вы думаете, почему? (некоторые растения помогают лечить болезни)
А теперь отвечаем на вопросы викторины доктора Пилюлькина:
- Трава, которую и слепой знает (крапива)
- Лекарственное растение, которое используется при головной боли, глазных заболеваниях, я еще на его цветках можно гадать (ромашка)
- Если это растение приложить к ранке, она быстро заживет (подорожник)
- Лекарственное растение, которое хорошо и в свежем и в сушеном виде (малина, шиповник)
- В этой ягоде много витамина С, а куст, на котором она растет колючий (шиповник)
По мере отгадывания, воспитатель на стенд выставляет картинки растений.
Воспитатель: Задание выполнено, а у нас следующий ключик – это?
(Из конверта достается круг).
Дети: круг.
Воспитатель: Второй ключ найден. Следующее задание …
Этот парень очень славный
Друг Незнайки самый главный.
Они, бывает, ссорятся,
Но дружба не расстроится.
Дети: Гунька.
(Дети находят конверт от Гуньки).
Игра «Живые цепочки»
Дети делятся на команды (по 3 ребенка в каждой). Дети надевают маски (ободки): один ребенок – растения, второй – растительноядного животного, третий – хищника.
Воспитатель: по команде «Цепочка стройся!» вы должны построиться так, чтобы образовалась цепочка: растение, растительноядное животное, хищник. Затем каждый должен будет представиться и объяснить, почему он занял то или иное место в цепочке (дети выполняют задание)
Воспитатель: Задание выполнено, а у нас следующий ключик – это?
Дети: Квадрат.
Воспитатель: Мы продолжаем наш поход и следующее задание…
Эти двое малышей
Механики отличные.
Все могут сделать и быстрей,
И лучше заграничного.
Дети: Винтик и Шпунтик
(Воспитатель читает задание от Винтика и Шпунтика)
Ежили, бумажки, и фантики ты бросаешь,
Ты планету засоряешь
Должен помнить ты, он, я –
Фантиком погубим муравья.
Хоть они красивы и легки,
Могут умереть от них жуки.
Правильно, друзья, поступит тот,
Кто свой фантик в урну отнесет.
Дети должны рассортировать мусор согласно знакам на контейнере
Воспитатель: Молодцы, вы хорошо потрудились и правильно справились с заданием. Теперь у нас четвертый ключ, какой?
Дети: Прямоугольник.
Воспитатель: Слушаем следующее задание от жителя Цветочного города, кто же он?
Этот — мастер рисовать
Красками и кистью.
Может он нарисовать
И портрет, и листья.
Дети: Тюбик
(Воспитатель читает задание от Тюбика)
Леса, луга, реки, озера – это наш общий дом, а животные и растения – наши соседи на планете Земля. Надо жить в мире и согласии со своими соседями. Ко всему, что движется, и растет нужно относиться бережно. Помни простые правила поведения в природе: береги лягушек, жаб, головастиков, не лови бабочек, стрекоз, жуков, они тоже нужны природе, не разоряй в лесу муравейники, муравьи – санитары леса, не ломай веток на деревьях.
Давайте, ребята, сделаем плакат, что нельзя делать на природе и подарим этот плакат ребятам средней группы, чтобы они тоже узнали всё то, о чём знаем мы.
Дети собирают плакат «Что нельзя делать на природе»
Воспитатель: И снова вы выполнили задание прекрасно, и значит, подсказка – помощник у нас в руках – это фигура?
Дети: Ромб
Воспитатель: Молодцы, ребята, а теперь вспомните все задания, по очереди, разложив конверты обратной стороной, мы прочитаем слово.
(Дети читают слово – «экология»)
Что означает это слово — экология?
(Высказывание детей, воспитатель дает пояснение).
Экология – это наука, изучающая взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром и окружающей средой, в том
числе и влияние человека на окружающую среду и живую природу.
Воспитатель: Конвертов больше нет, а значит, что мы с вами в конце пути.
Знайка: Так, слово ЭКОЛОГИЯ получилось. Да, ключик у меня есть. Вот он. Но что же им надо открыть? Ребята, вы не знаете, что я должен им открыть? Может потайную дверь у Папы Карло? (ответы детей) Ну, а может, где-то спрятан сундук? Вы не видите ничего?
(Дети находят сундук)
Какие вы молодцы. Я бы без Вас не справился. Давайте, скорее, откроем и посмотрим, кого из помощников Земли колдун спрятал. Только для начала надо отгадать загадку.
Летит, а не птица,
Воет, а не зверь.
Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет.
За окошком завывает,
Тёплым, ласковым бывает,
Но и может всё на свете
Разломать, разрушить.
Знайка: Правильно, это Ветер (открывает сундук и вручает детям медали «Эколята»).
Знайка: Спасибо, ребята за помощь, теперь я могу вернуться к друзьям в Цветочный город. Надеюсь, вы станете хорошими друзьями природы и будете ее беречь и защищать.