Татьяна Львовна Мурашко
Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством народных традиций
▼ Скачать + Заказать документы
В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Образование, начиная с дошкольного, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой – привить ему уважение к другим культурам.
Мир взаимоотношений дошкольников очень разнообразен : они дружат, ябедничают, ссорятся и мирятся, обижаются и ревнуют – все это протекает без свойственных взрослым фальши и лицемерия, хотя при этом эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем у взрослых.
Публикация «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством народных традиций» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Методическая работа в дошкольном учреждении должна осуществляться в трех взаимосвязанных направлениях для достижения позитивной результативности:
· совершенствование профессиональной подготовки педагогов к работе по воспитанию толерантных отношений
· приобщение дошкольников к народной культуре
· вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ
Весь педагогический процесс воспитания толерантности у дошкольников в ДОУ строится на основе следующих подходов:
· вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально организованное общение, учебно-познавательная, музыкальная, театрализованная, двигательная активность, изобразительная, декоративно-прикладная);
· интеграция различных видов искусств (музыкального, танцевального, устного народного творчества, драматизация) при опоре на разные жанры фольклора народов Поволжья;
· использование взаимодействия в системе “педагог – ребенок — родитель”;
· осуществление воспитательной работы на основе народной культуры;
обеспечение активности детей на всех этапах развития нравственных чувств дошкольников.
Первый этап- изучение традиций, укладов, стереотипов и настроений семьи каждого приходящего в детский сад ребенка. Знакомство детей всех национальностей с разнообразием жизненного уклада, встречающегося в нашем городе, что будет способствовать воспитанию толерантности, любознательности, а также развитию различных форм сотрудничества.
Второй этап- оборудование мини - музея, в котором органично представлены основные культуры. С вниманием откликнулись сотрудники ДОУ и родители на оборудование музея. Каждый приносил из своих домов старинные предметы быта, утвари. Особую ценность сейчас представляет медный самовар, которому 105 лет, колыбель, специально изготовленная по старинным эскизам для воспитанника детского сада, кочерга, ухват, керосиновая лампа, утюг на углях, лампадка и икона, старинная прялка, домотканые половики и вышитые рушники, наволочки и простыни. Результаты работы мини-музея свидетельствуют об огромных потенциальных возможностях его использования не только в процессе поликультурного, но и нравственного, трудового, умственного, эстетического воспитания дошкольников.
Следующий этап: прожить жизнь с каждой народностью. Изучение обрядов, традиций, изготовление костюмов; знакомство с особенностями национальной кухни; посиделки и большие национальные праздники, объединяющие всех в МДОУ.
Четвё ртый этап - цикл занятий с детьми по следующим темам:
Народная песня : «Русская народная песня», «Татарская народная песня».
Фольклор от самой колыбели: «Русские колыбельные песни», «Татарская колыбельные песни», «Чувашская колыбельные песни».
Эх, топни, нога! «Русская частушка», «Татарская частушка», «Мордовская частушка».
История народных музыкальных инструментов: «Русские народные инструменты», «Татарские народные инструменты.
Народный танец : «Русский народный танец», «Татарский народный танец», «Чувашский народный танец».
Во что играли прабабушки и прадедушки: «Народные русские игры», «Народные татарские игры»
Итог всей работы - празднование русской «Масленицы», «Пасхи», «Березки», татарской встречи весны «Курбан Байрам», «Сабантуя», «Эбилэр-Чуагы». Каждый праздник сопровождается национальными танцами, развлечениями, конкурсами, спортивными национальными играми под руководством специалистов детского сада. Присутствие детей и гостей объединяют народные песни. Праздник всегда заканчивается чаепитием с различными национальными сладостями, русской, татарской выпечкой и другими угощениями.
Народное творчество своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывают у детей хорошее настроение. Обращение к своему внутреннему миру создает первые ступеньки к положительному отношению к окружающим.