Хреновская Оксана Владимировна
Опыт работы по теме «Развитие восприятия детей младенческого возраста в условиях Дома ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд (заставка). Сегодня на нашем педсовете мы представляем вашему вниманию отчёт о проделанной работе по теме «Восприятие».
2 слайд. В нашей группе «Кроха» воспитываются младенцы от рождения до года. Особенности младенческого возраста представлены на слайде.
3 слайд Ведущим познавательным процессом младенческого возраста является восприятие. Данный психический процесс позволяет собирать индивиду информацию об окружающей действительности и о предметах или ее явлениях, формируя целостный образ.
Публикация «Опыт работы по теме „Развитие восприятия детей младенческого возраста в условиях Дома ребенка“» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
4 слайд. По словам Льва Семеновича Выготского, «все функции этого возраста идут вокруг восприятия, через восприятия и с помощью восприятия…ни одна функция не переживает такого пышного расцвета в раннем возрасте, как функция восприятия».
5 слайд. Развитие восприятия ребёнка происходит в рамках предметной деятельности и в связи с овладеванием новыми действиями.
У детей домов ребёнка отмечается задержка в психофизиологическом развитии, а также в эмоциональной сфере и познавательной активности.
Поэтому очень важно на этом возрастном этапе не упустить подготовительный период для развития познавательных процессов, которые имеют огромное значение для дальнейшего развития наших малышей.
6 слайд. Значение восприятия в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, аккумуляции представлений об окружающем мире. В процессе развития восприятия ребенок постепенно накапливает слуховые, зрительные, тактильно - двигательные, осязательные образы.
7 слайд. Работая с детьми, мы ставим для себя следующие задачи:
Сохранять и укреплять здоровье детей, обеспечивать их полноценное физическое развитие.
Поддерживать эмоционально положительное состояние каждого ребенка.
Способствовать своевременному формированию общих движений и движений руки, овладению ползанием и ходьбой.
Развивать умение понимать речь взрослого и осуществлять подготовительную работу по овладению активной речью.
С задачами по развитию восприятия вы можете ознакомиться на слайде.
8 слайд. Для решения поставленных задач воспитателями нашей группы были составлены перспективный план и картотека игр-занятий по зрительному, слуховому и тактильному восприятию.
9 слайд. Педагогами создана пространственная предметно-развивающая среда, обеспечивающая психологическую защищённость каждого малыша, которую наполнили различными игрушками и предметами).
Наши детки активно познают мир по принципу «Что вижу, с чем действую, то и познаю.» Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию малыша в различных ситуациях.
10слайд. Так например, играя с погремушками, у детей развивается зрительно- слуховое сосредоточение, внимание,учат выделять из множества окружающих звуков “голос” погремушки.
11 слайд. Извлечение звуков и размахивание предметов в этом возрасте чрезвычайно полезно, так как позволяет младенцу почувствовать свою самостоятельность и физические возможности.
12 слайд. Малыши с удовольствием тянут ручки ко всему. Поэтому для развития тактильного восприятия мы сделали бизиборды с большим количеством игрушек из разного материала: ткань гладкая, шуршащая для тучек; облачка из фетра; озеро из фольгированной бумаги; дорожка из карандашей, домик, а также пуговицы-яблочки.
Также для развития тактильных ощущений, восприятия фактуры материала и хватательного рефлекса с малышами играем резиновыми, пластмассовыми, мягкими игрушками.
13 слайд
В процессе игры на музыкальных инструментах, таких как бубен, барабан, колокольчик, бубенчики, у ребенка развиваются слуховое восприятие, внимание, память.
14слайд
матрёшки, вкладыши, пирамидки развивают зрительно-слуховое и зрительно-тактильное восприятие, координацию движений.
15 слайд фото
Стишки, песенки, сказки стимулируют голосовые реакции ребёнка, доставляют огромное эмоциональное удовольствие, обогащают представление детей об окружающем мире.
16слайд фото
17 слайд - выводы.
Трудности во время работы возникли из-за особого развития наших подопечных. При развивающих играх, направленных на повышение уровня восприятия, мы обнаружили, что у детей нарушена способность к слуховому познанию. Это стало результатом повреждений ЦНС, несоблюдения необходимых рекомендаций во время беременности, внутриутробных патологий и т. п причин.
Перед началом комплексной работы с подопечным после его прибытия в нашу группу, мы проводим диагностику, которая позволяет определить уровень его психофизиологического развития. По итогам первоначальной диагностики мы можем говорить о следующих показателях: из всего количества детей в группе (10 человек) у пятерых детей проблем с уровнем восприятия не было, при этом у оставшейся половины наблюдалось нарушение познавательной функции.
После проведенного комплекса работ на развитие уровня познания была выполнена повторная диагностика. Результаты оказались положительными. Прирост детей, у которых наблюдается повышение уровня восприятия, равен 20%. На сегодняшний день общее количество детей, чьи способности к познанию не нарушены, составляет 7 человек.
18слайд. Подводя итог, хочется вспомнить слова английского психолога Томаса Бауэра «… зрительный мир младенца, вероятно, может быть подчас ошеломляюще сложным, но не бессмысленным, каким долгое время считали». У новорождённых имеется потребность в сенсорном стимулировании, удовлетворение которой обеспечивает их нормальное развитие. И мы, взрослые, делаем всё необходимое для того, чтобы этой цели достичь.
Спасибо за внимание!